Торговый центр с легендарным прошлым, Иераш разбогател под римским владычеством. Фантастические памятники города до сих пор светят сегодня как маяк своего имперского прошлого.
Ветхий Завет Библии описывает путь израильтян в землю обетованную. Им нужно было пересечь царство Эдом, землю, которая простиралась по обе стороны современного южного Израиля и Иордании. Израильтяне умоляли эдомитов "идти по Царскому шоссе, пока мы не пройдем через вашу территорию".
Существование Королевского шоссе восходит к бронзовому веку. Этот королевский маршрут играл центральную роль в торговле на Ближнем Востоке, соединяя Египет через Акабский залив на побережье Красного моря до самого севера с Дамаском. По этой дороге не было великой империи, но города вдоль нее обогащались за счет торговли, поскольку по Королевскому шоссе путешествовали торговцы зерном из Египта, ладаном из Йемена, жемчугом из Красного моря и специями из Индии.
Одним из величайших городов был Иераш, основанный в связи с распространением греческой культуры по всему региону. Обогащенный торговлей, Иераш формировался волнами завоевателей до тех пор, пока не был поглощен экспансией Рима на востоке. Расположенный в 30 милях к северу от столицы Иордании Аммана, сегодня Иераш ценится как один из наиболее хорошо сохранившихся римских Декаполисов, 10 эллинистических городов, сгруппированных вдоль восточной границы империи.
Рядом с золотой рекой.
Согласно летописям, Иераш, или Гераса, был назван в честь его первых жителей: старые солдаты-герасмены в переводе с греческого означают пожилых людей во время походов Александра Македонского в начале IV века до нашей эры. После боя с персами, согласно преданию, эти ветераны были награждены участком плодородной земли между Иорданской долиной и пустыней.
Хотя это место вполне могло послужить временным гарнизоном для Александра, эта основополагающая история маловероятна. Первоначальное название города было не Джераш, что является семитским названием, а Антиохия и Хризорхоам, греческое название, означающее "Антиохия у золотой реки". Это раннее поселение, вероятно, было основано Селевкидским царем Антиохом IV прозревшим во втором веке до н.э.
Селевкидские цари произошли от генерала Александра Македонского Селевкуса I Никатора, который захватил контроль над восточной частью обширной империи Александра I в 312 году до н.э. Его династия распространила греческие обычаи и культуру на Ближний Восток в третьем и втором веках до н.э. Греческие колонизаторы, вероятно, слились с местным населением, проживавшим там еще в неолитический период.
Тщательно выбрав это прибыльное место на Королевском шоссе, Селевкиды приступили к работе над своим новым городом со шквалом строительства, посвятив храмы различным богам в греческом пантеоне. Помимо конкуренции с другими эллинизированными городами и поселками по престижу и торговле, Джераш также поддерживал с ними тесные связи, включая Филадельфию (ныне столицу Иордании Амман) и Гелиополис (сегодня Баальбек в восточном Ливане).
Джераш был выдающимся коммерческим центром, где взаимодействовала самая разнообразная группа людей. Греческие колонисты и коренные арамеи потирали плечи купцам из Персии, Парфии и даже Индии. К югу от Иераша лежала Петра, столица процветающей Набатской империи, чеканившей собственные монеты в то время, когда Селевкиды основали Иераш.
Набатские караваны прошли через Иераш по пути в Дамаск и Пальмиру, оставив свой культурный след в городе. Греческие и семитские имена были найдены в надписях на этом месте, и в основе доминирующих эллинистических религиозных ритуалов, древние семитские боги также имели опору. Наряду с греческим языком, на улицах Иерафа можно было слышать и другие языки, включая арамейский язык, который впоследствии стал родным языком Иисуса из Назарета.
Римские влияния
Селевкидским правителям недолго оставалось оставить свой след на Иераше. Возвышение Парфянской империи на восток ослабляло власть преемников Александра I над регионом. В 129 г. до н.э. Селевкидский царь Антиохий VII Сидет был убит в результате внезапного нападения парфян. Сирия погрузилась в хаос, и Иераш ненадолго оказался под властью полевых командиров.
Когда Селевкиды упали, другая могущественная цивилизация пыталась контролировать Иераша и торговлю, идущую по Королевскому шоссе. Александр Дженнейс, король иудейской династии Гасмонаев, захватил Иераш в 102 году до н.э. Контролируя современный Израиль, палестинские территории и западную Иорданию, гасмонаев до 63 года до н.э.
В том же году Помпей Великий из Рима победил царя Понта Митридата VI Евпатора, который контролировал земли на территории нынешней Турции. Смерть Митридата позволила Риму закрепиться на востоке Средиземноморья и расшириться в этом регионе.
В 63 г. до н.э. Помпей аннексировал Сирийскую провинцию к северу от Джераша. Сам Иераш и его соседние эллинистические города были выделены Римом для особого отношения как оазисы классической культуры в регионе семитских обычаев. Город был сгруппирован с девятью другими эллинистическими поселениями, включая, по словам римского писателя I века н.э. Плиния Старшего, Скифополис, Дамаск и Филадельфию. Римляне называли это Декаполисом, греческий термин, означающий "10 городов", которым разрешалось функционировать как полунезависимые города-государства.
Строительный бум
Когда император Нерон завоевал Набатское царство в первом веке нашей эры, его столица, Петра, была еще более тесно связана с римским миром. В результате регион процветал, и Джераш был непосредственным бенефициаром, поскольку богатство набатских караванов протекало по улицам.
В начале второго века император Траян официально включил город и набатийские земли в состав новой провинции Петреа Аравия. Были заасфальтированы проезжие части, в том числе старая королевская дорога, известная как Виа Новая Траяна (Новая дорога Траяна), которая привела богатство восточного наводнения через Акабу в Джераш.
Джераш использовал свои богатства, чтобы построить огромный храм Артемиды в середине второго века. Его величие, вместе с Овальной площадью, Южным театром и аркой, посвященной императору Адриану, поражает посетителей и по сей день. Хотя более широкий экономический кризис, разразившийся в Риме в третьем веке, нарушил прибыльный торговый поток, способность Иераша адаптироваться обеспечила ему второй всплеск процветания, когда он попал под эгидой Византийской империи в четвертом веке.
Землетрясение разрушило большую часть города в 749 году, но руины города были обнаружены в 1806 году немецким исследователем Ульрихом Яспером Зетценом. Сегодня Иераш считается одним из наиболее хорошо сохранившихся римских руин на Ближнем Востоке; останки города ценятся ЮНЕСКО как "древнее место встречи Востока и Запада".