Найти в Дзене
Планетные истории

Что такое дизайнерское мышление?

Оглавление

Введение

В этой статье мы рассмотрим, как эстетические знания определяют дизайнерское мышление, а также создают проблемы для многих организационных систем.

Дизайнерское мышление - это один из подходов к решению проблем, в рамках которого решаются проблемы, когда многочисленные и конфликтующие интересы должны быть удовлетворены путем восприятия целостного качества взаимосвязей между различными этими интересами. Однако не было четко сформулировано, что лежит в основе дизайнерского мышления.

Непосредственное вовлечение органов чувств тела в методы дизайна и мышления указывает на важность эстетических знаний для определения задач и выработки решений.

https://pixabay.com/photos/idea-teamwork-thinking-working-3085367/
https://pixabay.com/photos/idea-teamwork-thinking-working-3085367/

В то же время организационные системы часто заслоняют собой роль тела на работе и, следовательно, эстетические знания. Опираясь на теорию структурализма, можно предложить пути адаптации организационных систем для более эффективного генерирования и использования эстетических знаний и решения все более сложных проблем.

Организационные проблемы

В связи с тем, что организации сталкиваются со все более сложными проблемами, людей в организациях привлекают методы, обладающие необходимой сложностью для определения и решения таких проблем.

В условиях возросшего динамизма в глобальной бизнес-среде организациям необходимо найти баланс между гибкостью и эффективностью.

Одновременное принятие гибких и в то же время эффективных мер реагирования на проблемы является особенно сложной задачей в крайне непредсказуемых условиях, когда трудно представить себе характерные особенности различных переменных параметров.

https://pixabay.com/photos/innovation-business-information-561388/
https://pixabay.com/photos/innovation-business-information-561388/

Это заставляет менеджеров зависеть от абстрактных, но "интеллектуально сложных решений", которые помогают им увидеть сходства в кажущихся различными ситуациях и характеристиках.

Сегодня высокоэффективные организации должны постоянно решать возникающие проблемы не на разовой основе. В то время как нет недостатка в признании необходимости в постоянных, но сложных подходах к рассмотрению моделей решения проблем, средства для их реализации далеко не просты.

Дизайн мышления представляет собой один из таких подходов, позволяющих людям в организациях распознавать сложные схемы элементов, составляющих проблему, а затем разрабатывать соответствующие решения, основанные на этих знаниях.

Проблему можно определить как "ситуацию выбора, в которой человек придает негативное значение текущему положению дел и сомневается в том, какие действия предпринять". В организации проблема - это все, что мешает достижению ее целей.

Дизайнерское мышление представляет собой альтернативу типичным подходам к решению организационных проблем, которые состоят из нескольких этапов, включающих определение проблемы, ее анализ, создание и выбор решений, тестирование и оценку этих решений и, наконец, разработку новых процедур.

В некоторых популярных подходах к решению организационных проблем основное внимание уделяется сокращению объема отходов и повышению эффективности в целом ряде отраслей, от сферы услуг до обрабатывающей промышленности.

Сюда входит комплексное управление качеством, при котором каждый этап производственного процесса отслеживается на предмет возможностей для улучшения (от поставщиков, команд сотрудников до требований клиентов; система бережливого производства, которая фокусируется на том, используют ли процессы ресурсы для чего-либо, кроме создания ценности для конечного потребителя; и Six Sigma, метод, который зависит от статистических и научных методов для улучшения процессов производства и обслуживания.

Искусство и дизайнерское мышление

Дизайнерское мышление может казаться любым и всем, кому знакомы описания, найденные в различных записях блогов, записях дискуссионных форумов, статьях в журналах и книгах. Некоторые из практик, используемых для получения знаний о непосредственном опыте решения той или иной проблемы (например, наблюдение с участием участников и интервьюирование), были впервые применены в других областях, таких как антропология и социология.

Дизайнерское мышление отличается тем, что оно опирается на методы, основанные на искусстве, такие как рисование эскизов и действия для конкретизации организационных проблем, но оно также включает поиск информации, оценку и обучение, как и другие подходы к решению проблем. Дизайнерское мышление, похоже, является формой исследования организационных проблем, основанного на искусстве.

Для представления организационных проблем в ином свете используются творческие процессы, такие как актёрство, режиссура музыкальных коллективов, живопись, скульптура, фотография и даже театр (например, Барри и Меизек, 2010).

Это помогает участникам увидеть ранее скрытые отношения и интерпретации проблемы. Например, чтобы выяснить ценности своих сотрудников и их связь с ценностями организации, одна из фирм привлекла их к театральному опыту активной аудитории, в ходе которого зрители могли направлять актеров, изображая различные сценарии работы, а затем предлагать решения проблемы, стоящей в данном сценарии.

В исследованиях, основанных на искусстве, участники намеренно используют художественные процессы для представления и решения проблем. Именно эта намеренность отличает дизайнерское мышление от других способов, с помощью которых искусство переплетается в организации.

Например, на многих рабочих местах можно встретить произведения искусства, которые могут пробудить связь между тем, что может представлять искусство, и работами участников, заставляя их глубже понять, что означает их работа, или взглянуть на нее по-другому.

Работники могут выступать в качестве объектов границ, связывающих две различные области знаний в организации (например, инструмент моделирования для облегчения коммуникации и решения проблем, связанных с дизайном транспортных средств и контролем климата в автомобилестроении).

Впрочем, "рабочие карты" обладают лишь потенциалом для создания таких связей, и нет гарантии, что они вызовут понимание конкретной проблемы или принесут наиболее актуальное и полезное понимание.

Подобным же образом эстетический менеджмент предполагает, что лидеры или менеджеры могут действовать как художники, опираясь на страсть, игривость, интуицию и основанные на чувствах суждения о красоте, чтобы направлять прибыльность организации.

Эстетический менеджмент, однако, описывает общий подход к управлению, а не целенаправленное решение проблем посредством целенаправленного использования процессов, основанных на искусстве. Если искусство больше заинтересовано в выражении внутренних мыслей и чувств, то дизайнерское мышление намеренно организует набор процессов, направленных на определение и решение конкретной проблемы.

-3