Я приготовил новую партию фотографий, которая поможет молодежи узнать, какие грузовики и автобусы колесили по СССР в разное время, а читателям постарше - вспомнить свои детские ощущения. Поехали, будет интересно!
Не забывайте также посмотреть предыдущую часть >>
Давайте начнем с фотографии, сделанной одним солнечным утром 1968 года. Рабочие спешат на завод, ожидая свои автобусы на остановке. На переднем плане - ЛиАЗ-158, тот самый, что изначально выпускался на ЗИЛе с 1957 по 1960 год под наименованием ЗИЛ-158. Но впоследствии производство перенесли на новый завод автобусов в Ликино-Дулёво, где его делали еще 10 лет.
Следующая фотография сделана в одном большом морском порту. С большой долей вероятности можно сказать, что это Ильичёвск, хотя я не уверен в этом на 100%. На фотографии новенькие грузовики и автобусы готовятся к отправке паромами. Мы видим автомобильные краны на шасси грузовиков МАЗ-500 и КрАЗ-256, а также автобус ЛАЗ-695 еще ранних годов выпуска.
Так происходила сборка сахарной свёклы. Вернее, уже последний этап - погрузка в грузовики. Для сбора свёклы использовались довольно уродливые комбайны РСК-4 и РСК-6 на базе тракторов МТЗ-80. Но на фотографии ниже - другая машина. Это свёклопогрузчик СПС-4,2, который также использует элементы трактора МТЗ-80. С его помощью происходит перегрузка кучи свёклы в кузова грузовиков КамАЗ.
Происходит процесс погрузки новеньких сельскохозяйственных самосвалов ГАЗ-САЗ-53Б на железнодорожные платформы. Вот только происходит это не на Саранском заводе самосвалов, а на Фрунзенском автосборочном заводе в городе Фрунзе Киргизской ССР (ныне Бишкек), где эти самосвалы выпускали по документации из Саранска. Фотография датируется 1972 годом.
Возможно вы помните, как ваши родители водили вас на демонстрации, проходившие в Советском Союзе в каждом крупном городе. Там преобладал красный цвет, а демонстрантам раздавались красные флажки. Фотография, которую вы наблюдаете ниже, сделана в 1984 году в городе Сергиев Посад. Во главе колонны шел фот такой украшенный ГАЗ-53А с огромным изображением Владимира Ильича Ленина.
Груженый каким-то сыпучим грузом (зерно?) грузовик МАЗ-200 с двухосным прицепом едет по брусчатке Обводного канала в Ленинграде. Фотография сделана в 1959 году. Обратите внимание на то, что дублирующие номера у грузовых автомобилей в то время наносились на правый и левый борт кузова.
А теперь переместимся в морской порт города Находка. Специальный автобус ЛАЗ-697Н встречает гостей Олимпиады-80. Обратите внимание на то, что на теплоходе в районе верхней палубы нанесен логотип олимпиады.
А это уже территория одной из автобаз в Днепропетровской области Украинской ССР. Перед вами редкий в наше время грузовик КАЗ-606А "Колхида", который проходит техническое обслуживание. "Колхиды" славились довольно слабой надежностью, поэтому ремонтировать их приходилось часто. Добавьте к этому тот факт, что доступ к двигателю осуществлялся только через съемный кожух между сиденьями водителя и пассажира (кабина не откидывалась), и вы поймете, почему механики так не любили эти грузовики.
На 60-е годы в Москве, да и в других городах СССР, пришелся бум на строительство типовых панельных домов. На фотографии ниже, сделанной в 1962 году на улице Фрунзенский вал, седельный тягач КрАЗ-258 везет блочную секцию для строящейся многоэтажки. Такие блоки устанавливались краном на своё место, словно это был кубик из набора Lego.
Одна из центральных площадей городе Гергиу-Деж, который ныне известен как Лиски. Это Воронежская область. Вы видите сразу три автобуса ЛиАЗ-677, еще с ранними круглыми фонарями в задней части. На переднем плане автобус ПАЗ-672, а как вам гужевая повозка в центре города? Фотография сделана в 80-е годы.
Я помню, как с восторгом наблюдал за работой шнекороторных снегоочистителей. Они с огромной силой и зверским звуком выкидывали снег на много метров вбок с дороги. Советская промышленность выпускала самые разные модели, в том числе и РС-2М, который вы видите на этой фотографии, которая сделана в Москве в 1964 году.
Львовский автобусный завод обеспечивал автобусами всю страну. Уверен, что вы не найдете человека старше 30 лет, который хотя бы раз в жизни не ездил бы на таком. Я помню, как будучи студентом в морозное утро садился на уютный и теплый задний диван автобуса и погружался в сон минут на 40-50, пока ЛАЗ медленно ковылял до конечной остановки. На фото ниже идет процесс сборки автобусов ЛАЗ-695Н уже с круглыми фарами (изначально устанавливались прямоугольные производства ГДР).
А это уже город Петропавловск Казахской ССР. А если быть более точным, то Володарский элеватор. Колонны самых разных грузовиков привезли только что собранный урожай и стоят в ожидании разгрузки. На фотографии, сделанной в 1976 году, мы видим грузовики ЗИЛ-130, ЗИЛ-164, а также несколько полноприводных Урал-375.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ >>