8 ноября 2019 года группа активистов Региональной общественной организации содействия памяти воинов Народного Ополчения города Москвы, представители Совета ветеранов, историки, а также родственники ополченцев под руководством Паршина Игоря Анатольевича, директора музея 1-ой дивизии Народного ополчения, отправились по местам боевой славы Первой дивизии народного ополчения Ленинского района Москвы , посетили мемориалы, музеи и братские могилы, возложили цветы.
Прежде чем продолжить репортаж, хочется привести цитату из книги "С боями до Эльбы", 1-я дивизия Народного ополчения Москвы(60-я стрелковая Севско-Варшавская) на фронтах ВОВ", (изд-во "Московский рабочий",1979) : "В начале ноября командующий 49-й армией сообщил командиру 60-ой дивизии о том, что на её правый фланг выходит 5-ая гвардейская стрелковая дивизия. Поэтому полоса 60-й дивизии немного сократилась. В первой половине ноября, в неё влились более 500 ополченцев Ленинского района, вышедших из окружения".
Сейчас, по прошествии времени, многим кажется, что осенью в Серпуховский рубеж вливались ополченцы, привезённые прямиком из Москвы. Однако это не совсем верно. Поэтому, остановимся на предыстории октябрьских-ноябрьских кровопролитных боёв Калужской и Московской области и вспомним историю формирования Московского ополчения, в том числе 1-ой дивизии. (Все цитаты -- из книги "С боями до Эльбы", очерки которой составлены по материалам архивных документов, материалов дивизионной газеты "За родину" и воспоминаниям ветеранов.)
"В считанные дни июля 1941 года в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения. Взялись за оружие люди непризывного возраста, не имевшие, как правило, опыта в военном деле. Это создавало, конечно, немало затруднений. (...) В августе 1941 года, через месяц после переброски московских дивизий народного ополчения на фронт, после напряжённой боевой и политической учёбы в прифронтовых условиях эти соединения были зачислены в состав кадровых вооружённых сил." (Генерал армии П. И. Батов)
1 дивизия народного ополчения Ленинского района Москвы, став кадровой, получила наименование 60-ой стрелковой дивизии.
2 и 3 июля в Москве началось формирование дивизий народного ополчения. Дивизия должна была формироваться из числа добровольцев в возрасте от 17 до 55 лет, не подлежащих призыву и не занятых в оборонной промышленности.
Основной задачей районов Москвы стало обеспечение ополченцев материально-техническими средствами. "(...) предприятия Ленинского района дали более 200 грузовых и много легковых автомобилей. На грузовиках были смонтированы походные мастерские для ремонта вооружения. (...) на одной из машин оборудовали походную типографию. Предприятия и учреждения района снабдили добровольцев топорами, котелками, пилами, ножами (...), было налажено изготовление сапёрных лопат, полые металлические ручки которых служили стволом 50-мм миномёта, другие предприятия района снаряжали для ополченцев бутылки с зажигательной смесью. Завод "Красный пролетарий" изготовил 45 походных кухонь. С фабрики пищевых концентратов, "Красного октября", "Ударницы" дивизия получила консервы и прочее довольствие".
Все предприятия района перестроились на обеспечение ополчения, в том числе "снабдили ополченцев 10 тысячами комплектов нательного белья, обмундирования, обувью, вещевыми мешками, палатками и т.п." В последующие дни (после 6 июля) дивизия получила дополнительное оружие и технику. По данным архивных документов (Ордена Ленина Московский военный округ, с 188) главное артиллерийское управление и МВО смогли обеспечить дивизию 20-25 % вооружения, требующегося по штату. "Предприятия района круглосуточно ремонтировали старые пулемёты, пришедшие в негодность пушки, танкетки, танки (...) за двое-трое суток вернули в строй 8 танков, 5 бронемашин, 7 пушек. Много боевой техники давали другие предприятия".
Т.о., к 7 июля Ленинский район создал свою 1-ую Ленинскую дивизию народного ополчения -- 12тысяч человек. 86 процентов дивизии был укомплектован людьми непризывного возраста. (призывным считался возраст от 17 до 35 лет)
Дивизия состояла из четырёх стрелковых полков, бронетанкового дивизиона, двух артиллерийскихдивизионов, роты связи, роты самокатчиков (бойцов на велосипедах), медико-санитарного батальона (туда записывали женщин) и иных подразделений. На территориях Горного института и Центрального парка культуры имени Горького с утра и до вечера проходили занятия. Дальше учения проходили в районе Толстопальцево, в 26 км от Москвы.
9 июля 1941 года ополченцы вышли из Москвы в полевой лагерь, при этом около сотни человек 65-70 летнего возраста решено было оставить в городе.
"Трудно, конечно, было дивизии по боеспособности сравняться с кадровыми соединениями. (...) В лагерях в дивизию влились батальон трудящихся Сокольнического района и батальон рабочих и колхозников Орехово-Зуевского и Ленинского района Московской области.
В районе Толстопальцева ополченцы находились до середины июля. Было получено дополнительное оружие, но заниматься боевойй подготовкой долго уже не пришлось: танковые клинья врага приближались к Смоленску. (...) обстановка потребовала выдвинуть дивизию к фронту.
За сутки до выступления из лагеря всем ополченцам выдали военное обмундирование и оружие".
10 июля началось Смоленское сражение. К 25 июля дивизия сосредоточилась в районе Спасск-Деменска и снова пополнилась недостающим количеством оружия и обмундирования. Дивизию полностью "содержал" Ленинский район Москвы. Также вэтот район прибыли 15 малых танков, отремонтированных в Ленинском районе, и 85-мм орудия.
Дивизия вошла в33 армию и получила задачу оборудовать полосу обороны во втором эшелоне Резервного фронта в 10 км западнее Спас-Деменска. Начались дни напряжённого труда и учёбы. Большую работу проделывали сапёры, более половины из них имели высшее образование, являлись изобретателями и рацонализаторами, что очень помогло обороне. Так именно сапёрами 1-ой дивизии был выдуман самодельный лук, с помощью которого бутылки с горючей жидкостью направлялись в цель.
В начале августа у дивизии появилось боевое знамя. Родной район по-прежнему поддерживал дивизию морально и материально.
И уже 11 августа 1 Дивизия Народного ополчения Ленинского района была переформирована в 60-ую стрелковую.
"Почти месяц пребывания в прифронтовом районе (...) преобразил ополченцев: их становилось всё труднее отличить от кадровых воинов".
В октябре дивизия продолжала готовиться к оборонительным боям. В полосе обороны 43-ай армии Резервного фронта , за которым находилась и 60-ая дивизия, противник превосходил наши войска в живой силе в 3,2 раза, в танках -- в 8,5 , в артиллерии - в 7 раз.
(...) 30 сентября немцы нанесли удар по войска Брянского фронта. Затем, на рассвете 2 октября, в наступление перешли основные силыгруппы армии "Центр" против Западного и Резервного фронтов. (...)
На соединения первого эшелона, действовавшие впереди 60-й дивизии, обрушилась лавина танков. Путь им прокладывала авиация, нанося бомбовые удары. (...)
Полки были приведены в боевую готовность, усилены наблюдения и разведка. Все танкоопасные направления заминированы. (...)
К вечеру 3 октября передовые части гитлеровцев подошли к переднему краю дивизии".
Начались ожесточённые бои. 1281-ый полк 60-й дивизии (всего дивизию разделили на три полка) нёс потери от непрекращающихся массированного огня артиллерии и миномётов.
"(...) 4 октября вражеские войска не раз пытались прорвать оборону дивизии, но несли потери в людях и танках и возвращались на исходные позиции. (...)
Четверо суток дивизия, ведя бои, не имела связи со штабом 33-ой армии. (...)
К исходу 4 октября дивизия оказалось в окружении: танковые клинья противников прорвались далеко на восток. (...)
Очень важно было вывести тылы дивизии и полков. Поэтому ещё во второй половине 4 октября их собрали в районе командного пункта под охраной двух стрелковых рот. (...)
Автоколонна направилась к Вязьме и "тылы были благополучно выведены через Москву на юго-восток, сначала в район Подольска, а затем и Серпухова. В полной сохранности оказались все знамёна дивизии. "
С тяжелейшими боями отряды дивизии выходили из окружения. К 20 м числам октября в ряды родной 60-ой стрелковой дивизии, расположенной в районе Серпухова, вернулись более полутора тысяч человек.
10 октября вместе со всеми войсками Резервного фронта 60-аядивизия была переведена в состав Западного фронта, которым командовал Г. К. Жуков.
К 12 октября дивизия пополнилась людьми и вооружением.
"Военный совет армии предполагал, что противник частью сил попытается с ходу ударить на Подольск (...) Поэтому 60-й дивизии было приказано, совершив форсированный марш, закрыть брешь и оборонять рубеж Сухоносово-Тарутино-Дубровка, проходящий по берегам Истьи и Нары северо-западнее Серпухова (...)
Несмотря на распутицу, дивизия успела к исходу 13 октября занять указанную 10-километровую полосу обороны и начать её оборудовать."
Начались бои. Дивизия несла большие потери, но выполнила важную длявсей армии задачу: фашистам не удалось прорваться на Подольск, им пришлось перейти к обороне.
На Калужско-Серпуховском направлении в это время создаётся исключительно сложное положение. И Военный Совет Западного фронта решает использовать для прекрытия Серпухова 60-ю стрелковую дивизию и срочно передаёт её в состав 49-ой армии.
Полки дивизии расположились для обороны по окраинам Тарусы.
23 октября оборона 1281-ого полка прорвана, в Тарусе начались ожесточённые уличные бои. Дивизии был дан приказ отходить на подготовленную оборону рубежа Руднево-Кузьмищево, Троицкое-Волковское. В окружении Бор-Верхняя Вязовня оказался один батальон.
"29 октября дивизии было приказано двумя полками контратаковать противника. 1285-й полк начал наступать на деревню Малеево, 1281-й полк нанёс удар в направлении Боровна, 1283-й полк был оставлен в резерве. Весь день враг ожесточённо сопротивлялся, наносил встречныеудары, происходили рукопашные схватки. К исходу дня части дивизии освободили Неботово, Павловку, Екатериновку, Боровну. В этих боях совершили подвиги не только ополченцы-москвичи ( в день атаки, 29 октября, в дивизию прибыло 180 московских ополченцев, вышедших из окружения), но и прибывшие в разное время с пополнениями сибиряки-сталинградцы, ивановцы и воины из других районов страны.(...)
60-ая дивизия продолжала дратьсяв тяжёлой обстановке. (...)В первой половине ноября внеё влились более 500 ополченцев Ленинского района, вышедших из окружения".
Начались морозы.
"(...) в начале ноября велись наступательные бои с ограниченными задачами. Например в Малееве и Екатериновке гитлеровцы создали сильные узлы обороны".
Всю первую половину ноября шли ожесточённые бои. Екатериновка была занята гитлеровцами.
Продолжение во второй части
Окончание в третьей части
Видео Паршина Игоря Анатольевича о Малеевом поле
Видео Паршина Игоря Анатольевича
Бои на Малеевом поле в шифровках, отчётах и документах