Это не аналитическая статья. И я не претендую на всеобщность выводов.
Притча про обезьянку
Говорят, охотники в джунглях ловят обезьян таким вот нехитрым способом. Выдалбливают внутри крупного ореха или тыквы внутренность, оставляя снаружи небольшое отверстие: как раз, чтобы обезьянка могла просунуть лапку. И засовывают внутрь приманку.
А сам орех или тыкву привязывают к дереву.
Обезьянка лезет за угощением, пытается его вытащить, но не может. Отверстие достаточно, чтобы просунуть лапку, но слишком мало, чтобы вытащить обратно зажатый в кулачке фрукт.
Так и, страдает, пока не придет охотник …
О чем эта притча?
О человеческой психике, в глубине которой бушуют два главных импульса выживания.
- Жадность. Стремление обладать, удовлетворять желания.
- Страх. Стремление избегать нежелательное, опасное, причиняющее страдания.
Две человеческие истории об учителях
“Например - не доказательство” Общеизвестно ))
Но иллюстрация. основа для возможного доказательства.
- История номер раз.
Знакомая учительница (вместе бегали по кружкам, когда сын был дошкольником) как-то поделилась мыслями о школе. Не помню деталей, но ее сообщение сводилось к
- “Достало уже все это!“. Дело было весной и она сказала, что найдет другую работу и уйдет из школы.
Я встретил ее года два спустя и поинтересовался, куда она ушла.
- “Да никуда не ушла”!
- "А что, раздумали?”
- “Ага, раздумала … Куда ни пойду, возьмут диплом, повертят и спрашивают: а что это за образование такое - педагогическое?”
- История номер два.
В языковой гимназии, которую посещал младший сын, работала учительница английского, кандидат филологических наук, Елена Эдуардовна. Женщина далеко за 50.
Когда мы уже приняли решение о переходе на семейное, сын как-то подошел к ней и спрашивает:
- “Елена Эдуардовна, что я могу сделать, чтобы исправить оценку?”
- “Ничего. Нужно было раньше думать”.
Сын с первого класса знает мое отношение к оценкам людей, которые “Не ставят на кон свою шкуру”, по выражению Нассима Талеба.
Но тут меня заусило (как говорят в Сибири). Я сказал сыну:
- “Отнесись к этому, как к вызову, как к спортивному соревнованию. Просто сделай так, чтобы она не смогла не поставить тебе пятерку”.
Через две недели сын победил и мы с чистой совестью и хорошей оценкой вышли на волю. ))
При чем тут обезьяна и выживательные инстинкты?
Почему попалась обезьянка? Потому, что хотела удовлетворить желание.
Отчего начались ее страдания? От того, что не смогла вытащить из тыквы фрукт. А когда и чем закончились? Лучше не будем о плохом.
Думаю, многие учителя пришли в школу потому, что хотели учить детей. Не исключая и героинь двух историй выше.
- Когда начались их страдания? Когда их мечты начали угасать.
- Когда они начали страдать по-настоящему?
- Когда у них забрали практически все возможности влиять на процесс обучения. Учить с целью научить. Поощрять и наказывать детей с целью научить, а не причинить страдание.
Продолжите, пожалуйста, список.
Кто обезьяна - ясно.
Где “фрукт”, кажется, тоже ясно: дети, процесс преподавания.
А где тыква?
Представляете, как теперь “любит” школу моя знакомая, учительница с дипломом “а что это за образование такое?”
А как она теперь любит детей, с которыми вынуждена общаться, слушать постоянные попреки родителей, не имея возможности влиять на процесс?
Представляете, до какой степени внутреннего страдания должна была дойти Елена Эдуардовна, чтобы так относиться к пятикласснику, который, между прочим. не оценку у нее вымаливал, а спрашивал совета?
Страдание другим причиняет человек, который страдает сам.
Совесть есть у каждого
Буквально каждый человек ориентируется на совесть, на моральный закон. В каждого человека вмонтирована справедливость.
“Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне” И.Кант
И когда приходится идти против внутреннего Закона, внутри нарастает напряжение. Человек чувствует: “что что-то не так”. Инстинктивно чувствует сильнейший дискомфорт, с которым непонятно что делать. И который теперь уже называется “человек страдает”.
Обезьянка держит зажатый в кулачке банан, пока охотник подходит, берет ее и заталкивает в мешок. Обезьянка страдает. Сначала от того, что не может вытащить банан. Потом от того, что не может его отпустить.
Потом …
Не все очень хорошо с образованием
Ситуация напоминает притчу с обезьянкой и тыквой. Или со взятием в заложники. Но кто кого взял?
Как будто одна группировка взяла в заложники другую, а другая - первую. Обычно так не бывает, но и ситуация с образованием необычная. Она революционная, потому, что напряжение растет, страдания увеличиваются. Учителя озлобляются и родители также не в восторге ...
Но силовым путем ее не разрешить. Как обезьянке силой не вытащить свой банан.
- Если бы она поняла, что есть куча других бананов вокруг.
- Если бы учителя осознали, что есть другие пути развития образования, даже без смены образовательного режима.
Кажется, родители начинают осознавать эту не революционную возможность. И подключаются к обучению детей, вплоть до перехода на домашнее обучение.
О реформе образования ...
- Год назад преподавать в школе разрешили не педагогам.
С чего бы это?
А с того, что и учителя начинают осознавать страдание и голосуют ногами.
А те учителя, которые не предпринимают никаких действий, продолжают страдать. И становятся еще злее и бескомпромисснее. Что видно даже по комментариям на этом канале. ))
И родители по той же причине испытывают похожие чувства. Дурная игра продолжается.
Но изменения не за горами. Система обязана измениться, потому, что “Низы не хотят, а верхи не могут”.
Но есть ведь еще и дети?
Лайк? Подписаться?