Найти в Дзене

Учительница несправедлива? Синдром обезьяны

Оглавление

Это не аналитическая статья. И я не претендую на всеобщность выводов.

Притча про обезьянку

Говорят, охотники в джунглях ловят обезьян таким вот нехитрым способом. Выдалбливают внутри крупного ореха или тыквы внутренность, оставляя снаружи небольшое отверстие: как раз, чтобы обезьянка могла просунуть лапку. И засовывают внутрь приманку.

А сам орех или тыкву привязывают к дереву.

Обезьянка лезет за угощением, пытается его вытащить, но не может. Отверстие достаточно, чтобы просунуть лапку, но слишком мало, чтобы вытащить обратно зажатый в кулачке фрукт.

Так и, страдает, пока не придет охотник …

Изображение с сайта Pixabay.com
Изображение с сайта Pixabay.com

О чем эта притча?

О человеческой психике, в глубине которой бушуют два главных импульса выживания.

  • Жадность. Стремление обладать, удовлетворять желания.
  • Страх. Стремление избегать нежелательное, опасное, причиняющее страдания.

Две человеческие истории об учителях

“Например - не доказательство” Общеизвестно ))

Но иллюстрация. основа для возможного доказательства.

  • История номер раз.

Знакомая учительница (вместе бегали по кружкам, когда сын был дошкольником) как-то поделилась мыслями о школе. Не помню деталей, но ее сообщение сводилось к

- “Достало уже все это!“. Дело было весной и она сказала, что найдет другую работу и уйдет из школы.

Я встретил ее года два спустя и поинтересовался, куда она ушла.

- “Да никуда не ушла”!

- "А что, раздумали?”

- “Ага, раздумала … Куда ни пойду, возьмут диплом, повертят и спрашивают: а что это за образование такое - педагогическое?”

  • История номер два.

В языковой гимназии, которую посещал младший сын, работала учительница английского, кандидат филологических наук, Елена Эдуардовна. Женщина далеко за 50.

Когда мы уже приняли решение о переходе на семейное, сын как-то подошел к ней и спрашивает:

- “Елена Эдуардовна, что я могу сделать, чтобы исправить оценку?”

- “Ничего. Нужно было раньше думать”.

Сын с первого класса знает мое отношение к оценкам людей, которые “Не ставят на кон свою шкуру”, по выражению Нассима Талеба.

Но тут меня заусило (как говорят в Сибири). Я сказал сыну:

- “Отнесись к этому, как к вызову, как к спортивному соревнованию. Просто сделай так, чтобы она не смогла не поставить тебе пятерку”.

Через две недели сын победил и мы с чистой совестью и хорошей оценкой вышли на волю. ))

При чем тут обезьяна и выживательные инстинкты?

Почему попалась обезьянка? Потому, что хотела удовлетворить желание.

Отчего начались ее страдания? От того, что не смогла вытащить из тыквы фрукт. А когда и чем закончились? Лучше не будем о плохом.

Охотник с тыквой (изображение с сайта pixabay.com)
Охотник с тыквой (изображение с сайта pixabay.com)

Думаю, многие учителя пришли в школу потому, что хотели учить детей. Не исключая и героинь двух историй выше.

  • Когда начались их страдания? Когда их мечты начали угасать.
  • Когда они начали страдать по-настоящему?
  • Когда у них забрали практически все возможности влиять на процесс обучения. Учить с целью научить. Поощрять и наказывать детей с целью научить, а не причинить страдание.

Продолжите, пожалуйста, список.

Кто обезьяна - ясно.

Где “фрукт”, кажется, тоже ясно: дети, процесс преподавания.

А где тыква? (Изображение с сайта Pixabay.com)
А где тыква? (Изображение с сайта Pixabay.com)

А где тыква?

Представляете, как теперь “любит” школу моя знакомая, учительница с дипломом “а что это за образование такое?”

А как она теперь любит детей, с которыми вынуждена общаться, слушать постоянные попреки родителей, не имея возможности влиять на процесс?

Представляете, до какой степени внутреннего страдания должна была дойти Елена Эдуардовна, чтобы так относиться к пятикласснику, который, между прочим. не оценку у нее вымаливал, а спрашивал совета?

Страдание другим причиняет человек, который страдает сам.

Совесть есть у каждого

Буквально каждый человек ориентируется на совесть, на моральный закон. В каждого человека вмонтирована справедливость.

“Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мнеИ.Кант

И когда приходится идти против внутреннего Закона, внутри нарастает напряжение. Человек чувствует: “что что-то не так”. Инстинктивно чувствует сильнейший дискомфорт, с которым непонятно что делать. И который теперь уже называется “человек страдает”.

Обезьянка держит зажатый в кулачке банан, пока охотник подходит, берет ее и заталкивает в мешок. Обезьянка страдает. Сначала от того, что не может вытащить банан. Потом от того, что не может его отпустить.

Потом …

Не все очень хорошо с образованием

Ситуация напоминает притчу с обезьянкой и тыквой. Или со взятием в заложники. Но кто кого взял?

Как будто одна группировка взяла в заложники другую, а другая - первую. Обычно так не бывает, но и ситуация с образованием необычная. Она революционная, потому, что напряжение растет, страдания увеличиваются. Учителя озлобляются и родители также не в восторге ...

Но силовым путем ее не разрешить. Как обезьянке силой не вытащить свой банан.

  • Если бы она поняла, что есть куча других бананов вокруг.
  • Если бы учителя осознали, что есть другие пути развития образования, даже без смены образовательного режима.
Отпусти банан! (Изобра сайта Pixabay.com)
Отпусти банан! (Изобра сайта Pixabay.com)

Кажется, родители начинают осознавать эту не революционную возможность. И подключаются к обучению детей, вплоть до перехода на домашнее обучение.

О реформе образования ...

  • Год назад преподавать в школе разрешили не педагогам.
  • Теперь подготовлен законопроект, разрешающий преподавать и людям без высшего образования.

С чего бы это?

А с того, что и учителя начинают осознавать страдание и голосуют ногами.

А те учителя, которые не предпринимают никаких действий, продолжают страдать. И становятся еще злее и бескомпромисснее. Что видно даже по комментариям на этом канале. ))

И родители по той же причине испытывают похожие чувства. Дурная игра продолжается.

Но изменения не за горами. Система обязана измениться, потому, что “Низы не хотят, а верхи не могут”.

Но есть ведь еще и дети?

Лайк? Подписаться?

Еще по теме: Кто стравливает учителей и родителей?