Давно мечтала посмотреть, как строятся настоящие современные корабли. Это магия, по-моему, когда из груды металла рождаются лайнеры, теплоходы, баржи, спасательные корабли... И какое, наверно, чувство гордости испытывают кораблестроители, когда мимо них по Неве идет корабль, а они могут сказать: это мы его построили, своими руками!
Я много раз проезжала мимо этого кирпичного здания, находящегося на Фабричном острове в Шлиссельбурге, и, честно говоря, думала, что оно необитаемое. Настолько мрачно и одиноко оно выглядело.
Содержание статьи:
1. Немного истории. Что здесь было раньше?
2. Первые судоремонтные мастерские Шлиссельбурга
3. Как судостроительно-судоремонтный завод оказался в здании ситценабивной фабрики?
4. Впечатления об экскурсии и фото процесса строительства кораблей
1️⃣ Немного истории. Что здесь было раньше?
Это здание когда-то принадлежало Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуре. С 18 века в Шлиссельбурге производили ситец высокого качества. Его даже называли "шелком для бедных". Самая популярная её продукция - ситцевые платки, на которых штамповали (набивали) рисунок, поэтому мануфактура называлась ситценабивной.
Фабрика была национализирована в 1918 году. С 1926 года носила имя Петра Алексеева. По данным, встретившимся мне в разных источниках, фабрика закрылась ещё до начала войны. В частности, в справочном разделе ЦГА СПБ указано, что фабрика существовала лишь до 1933 года.
❇️ Кто такой Пётр Алексеев?
Имя этого человека меня очень заинтересовало, поскольку в Москве, как оказалось, до 2011 года тоже существовала ткацкая фабрика, названная в честь него. Две фабрики одного имени - весьма почетно. Про него даже книга есть в серии "ЖЗЛ".
Пётр Алексеев - это один из первых рабочих-революционеров, подвергшихся наказанию за свою пропагандистскую деятельность. Дело разбиралось в 1877 году в Особом присутствии Правительствующего Сената. Впервые подсудимым-революционерам была предоставлена возможность высказаться.
Алексеев произнес искрометную речь, которая впоследствии была отпечатана на листовках и разошлась по всей стране. В Советское время текст печатался даже в учебниках. Символично, что Петр работал ткачом на фабриках в Москве и Петербурге, и его фраза стала своеобразным "знаменем" Революции:
«…Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах».
Он получил самое суровое наказание из пятидесяти подсудимых: 10 лет каторги, отбыл их и погиб от рук бандитов. А в 1920-е годы его именем были названы ткацкие фабрики в обеих столицах.
2️⃣ Первые судоремонтные мастерские Шлиссельбурга
С открытием в 19 веке нового судоходного канала и регулярного пассажирского сообщения между Петербургом и Шлиссельбургом резко увеличилось количество кораблей, проходящих по Неве и Ладоге.
Соответственно, росла потребность в ремонтных мастерских. Первые мастерские по ремонту кораблей появились еще в 18 веке, но были они не очень масштабными. А в 1913 году открылись казенные мастерские для ремонта пароходов, землечерпательных и других судов. Именно из них и вырос современный Невский судостроительно-судоремонтный завод.
Вот так выглядели корпуса судоремонтных мастерских в начале 20 века. Они находились в районе шлюзов Староладожского канала.
3️⃣ Как судостроительно-судоремонтный завод оказался в здании ситценабивной фабрики?
Вероятно, здание было передано Невскому заводу еще до начала войны. Напомню, что ситценабивная фабрика закрылась в 1933 году.
Из-за стремительного продвижения нацистских войск к Ленинграду по решению Государственного Комитета Обороны завод был эвакуирован в поселок Кузино под Великий Устюг.
В эвакуации завод продолжал работать и занимался судоремонтом и переоборудованием гражданских судов в военные, а также выпускал миномётные мины и полевые кухни.
После освобождения Ленинграда от блокады, часть заводчан из эвакуации были направлены в Шлиссельбург для восстановления заводских зданий. Вот так выглядело здание бывшей ситценабивной фабрики в 1943-1944 годах.
К началу 1950-х годов было принято решение, что завод будет не только ремонтировать суда, но и строить на своей производственной базе новые. На фото запечатлено строительство в Малоневском канале брандвахты (сторожевого судна).
С 1954 года начали выпуск серийного теплохода «Ленинградец», который мог плавать под ленинградскими мостами вне зависимости от их разводки. А также другие суда и оборудование для них (в карусельке фото макетов кораблей из Музея истории Шлиссельбурга).
А на этой фотографии запечатлен процесс строительства новых эллингов, в которых мы побывали во время нашей экскурсии пару недель назад.
Кран сейчас стоит, похоже, тот же самый ))
4️⃣ Впечатления об экскурсии и фото процесса строительства кораблей
Главный вход на территорию завода находится в современном корпусе (годов 1970-х), располагающемся напротив моста через Малоневский канал на Фабричный остров. Не очень запутанно написала? )))
В начале экскурсии нам выдали симпатичные синие каски - для безопасности, т.к. мы гуляли по цехам и наблюдали все этапы строительства кораблей: от малюсеньких деталек до готовых судов.
Территория в данный момент выглядит жутковато.
В первом цехе, в который мы зашли, был такой красивый солнечный свет! Я себя почувствовала фотографом годов 60-х, воспевающим промышленные объекты. Очень хотелось сделать крутой черно-белый кадр. Но не было с собой подходящей фототехники.
Это, кстати, и есть то самое здание бывшей ситценабивной мануфактуры. Вот они, эти старинные кирпичные стены. Здесь производится несколько операций. Сначала металлические листы очищают от ржавчины вот на таких "постелях".
Затем очищенные листы перемещаются дальше по цеху с помощью магнитного перегружателя. Выглядит он как подвесная платформа с щупальцами-магнитами.
Также для транспортировки деталей по цеху используется вот такая платформа.
Детали из листов вырезаются с помощью станков с ЧПУ.
Получаются всякие детальки, которые потом дорабатывают вручную и с помощью других станков.
Например, сгибают в нужных местах и придают объём.
Готовые комплектующие везут в другой цех на сборку корпуса судна.
Сначала собирается основание днища вот на таких станках с роликами. К сожалению, было очень шумно, а мастер говорила очень тихо, и я не расслышала, как они называются. Может, вы подскажете?
Готовое основание переводят на тележки, катающиеся по рельсам, и начинают собирать корпус судна. Собирают как гигантский конструктор.
Вот такая громада получается. Детали между собой сваривают. Затем проверяют все швы на герметичность. Очень ответственный этап сборки.
Как только остов корабля собран, его выкатывают из эллинга по рельсам на достроечную набережную, чтобы освободить место для следующего судна. Одновременно на заводе может строиться до 7 судов разных габаритов и назначения.
Оборудование, оснащение, покраска и финальные этапы работы - всё происходит уже на улице.
Сначала готовый каркас корабля катят на тележках, расположенных продольно. Затем перемещают на тележки, расположенные поперечно. Вот так выглядят рельсы на улице рядом с достроечной набережной.
Чтобы судно спустить на воду, его необходимо переместить на так называемые косяковые тележки. Они так называются, потому что имеют косую форму. Производят их, по-моему, тут же, на Невском заводе.
Рельсы уходят далеко от берега и тележки могут полностью спустить корабль на воду или наоборот поднять его на берег. Они приводятся в движение лебёдками на электромоторе.
Корабли спускают на воду по-разному, в зависимости от условий местности, где находятся верфи. Где-то продольно, кормой или носом вперед, где-то поперечно.
На Невском заводе корабль спускают боком. Во-первых, ширина Невы здесь всего 240 метров, а корабли бывают длиной до 150 метров, т.е. они перекрывали больше половины русла. Во-вторых, так корабль сразу встает на достроечную набережную в нужном положении, без лишних манипуляций и разворотов.
На территории завода корабли одновременно и строятся (в день нашей экскурсии строящихся кораблей было 6), и ремонтируются, и модернизируются. Вот этот танкер, например, стоит на ремонте.
И вот еще малютка в эллинге чинится.
Невский завод, вообще, очень удачно расположен: в устье Невы, в непосредственной близости от Ладожского озера. Удобно готовые корабли транспортировать в Петербург, Европу или по Волго-Балтийской системе вглубь страны.
Другие рассказы о путешествиях в окрестностях Петербурга здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!