Первой самостоятельной работой Василия Сурикова стала картина "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге", написанная в 1870 году.
Художнику на тот момент было 22 года, и он только что поступил в Академию художеств.
Будучи уроженцем Красноярска и, по сути, деревенским жителем, Василий Суриков был поражен размерами Петербурга и монументальностью его архитектуры. Свой восторг он выразил в картине...
Перед нами – знаменитый "Медный всадник", памятник работы французского скульптора Э. М. Фальконе, изображающий императора Петра I. На заднем плане чёрной громадой возвышается Исаакиевский собор.
Василий Суриков говорил тогда матери:
"Теперь пишу картину, думаю поставить на годичную выставку у нас в Академии. Картина эта изображает Исаакиевский собор и памятник Петру Великому при лунном освещении. Она у меня выходит довольно удачно, и многие художники отзываются о ней в мою пользу".
И правда, картина выглядит безупречной в композиционном плане.
Перед нами – залитая лунным светом Сенатская площадь.
На заднем плане белый свет луны поглощается ночными тенями, а на переднем сливается с теплым жёлтым светом газовых фонарей.
Памятник окружен огнями, множество их мерцает и вдали – там, где простираются широкие петербургские улицы...
Мрачная громада Исаакиевского собора, с массивной колоннадой и огромным куполом, занимает большую часть картины.
Луна освещает собор сзади, придавая ему загадочный и несколько мрачный вид.
"Медный всадник" кажется вырезанным из бумаги, так резко лунный свет очерчивает его контуры...
Покрытый снегом гранит, на котором он стоит, слабо мерцает и переливается.
Снег так и сияет в двойном свете – луны и газовых фонарей. Однако за пределами светового круга – там, где сгущаются ночные тени – становится сиреневым, почти лиловым.... Тени все больше уплотняются, чтобы вдалеке слиться с мраком ночных улиц.
Площадь заполнена народом. Мимо Исаакия проходит конный экипаж, от Невы свернули лёгкие сани... Мужчины и женщины в длинных платьях неспешно переходят перед ними дорогу...
Что и говорить, перед нами прекрасная в своей законченности картина.
Много позже, почти перед самой смертью художник вспоминал:
"А первая моя собственная картина была: "Памятник Петру I при лунном освещении". Я долго ходил на Сенатскую площадь — наблюдал. Там фонари тогда рядом горели, и на лошади – блики..."
Смотря на неё, мы даже не подозреваем, что и в письме матери, и в дальнейших воспоминаниях Василий Суриков говорит не об этой своей работе, а о... другой.
Именно она привлекла внимание критиков и снискала их одобрение.
Отчего же художник решил переписать столь понравившуюся всем работу?
Ответ прост: как и большинство молодых художников, он пытался с максимальной силой выразить себя...
Первая работа не удовлетворяла его своей ученической чёткостью, романтической настроенностью, повышенным вниманием к деталям...
Всем этим он жертвует во второй картине, написанной почти сразу после первой.
Именно о ней мы и говорили выше.
Теперь же – посмотрим на первоисточник.
Перед нами – все та же Сенатская площадь, все тот же Исаакий, все тот же памятник Петру...
Композиционно картины почти неотличимы друг от друга, и даже царящая в небесах луна везде выглядит одинаково...
Однако тот свет, что она льёт на город, выглядит иным. Совсем иным.
Пожалуй, если бы мы не видели лунный лик высоко в небе, можно было бы подумать, что первая картина написана в сумерках или ранним утром...
Купол собора, его колокольни, легкокрылые ангелы по бокам здания, колоннада легко различимы в морозном воздухе.
Пропадают световые рефлексы на снегу, отчего тот кажется плоским и даже безжизненным.
Пропадает таинственный полумрак заснеженных петербургских улиц...
Пропадает таинственная величавость полускрытого тенями собора.
Даже прописанный в мельчайших деталях памятник Петру Великому теряет немалую долю той значительности, которую дарит ему полумрак.
Перед нами – все та же Сенатская площадь, однако меня не оставляет ощущение, что в её облике теперь не хватает чего-то невыразимо важного.
Быть может, той таинственной одухотворенности, которую выявил и подарил городу лунный свет?..
Картина утратила всю свою загадочность.
Перед нами – прекрасная ученическая работа, но не более того...
На мой взгляд, во второй картине Василий Суриков пошёл дальше и взглянул глубже.
А как кажется вам?
Какая работа молодого художника сильнее трогает ваши чувства?..
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: