В 2018 году вышел фильм «Слон сидит спокойно» китайского режиссера Ху Бо, который покончил с собой после конфликта с продюсером. Тот хотел сократить четырехчасовой фильм.
Нет, я не опечатался. Фильм действительно длится почти четыре часа. Это очень долго. Неприлично долго. И борьба за такой хронометраж, если верить слухам, могла стать одной из причин самоубийства режиссера Ху Бо. Но обо всем по порядку.
🐘 Начну с того, что этот фильм невозможно смотреть и понимать без его бэкграунда. Ху Бо – талант, каких поискать. К 29 годам парень получил известность как писатель, и, собственно, одно из своих произведений он решил экранизировать. Получилось? Думаю, что нет.
«Слон сидит спокойно» словно тот смог со знаменитых фотографий промышленного Китая – серый, густой, всеохватывающий. Им невозможно дышать, начинает болеть голова и надежды на его рассеивание нет даже у оптимистов.
В центре внимания 4 истории:
🐘1 - местный «авторитет», который спит с женой лучшего друга. Последний из-за этого шагает в окно.
🐘2 - школьник, который в попытке защитить одноклассника, случайно толкает с лестницы хулигана. Тот погибает.
🐘3 - подруга вышеназванного школьника, которая спит с завучем. Она не умирает, но зато убивает.
🐘4 - пенсионер, которого хотят отправить в дом престарелых. Он, само собой, не хочет.
У каждого из героев плохо абсолютно все. Никаких радостей, никаких надежд - всё тлен. Причем такой тлен, что даже случайные герои в кадре начинают бросать фразы вроде: «Моя жизнь - мусор...никто не понимает смысла экзистанциальности...все вокруг бессмысленно». И это в захолустной китайской провинции, чтоб вы понимали.
Как несложно догадаться, все эти линии сводятся в единую ближе к финалу. Если вкратце, то они хотят в Манчжурию, посмотреть на слона, который сидит спокойно. Зачем? Найти хоть какое-то успокоение/счастье/смысл.
Я не иронизировал относительно таланта Ху Бо. Видно, что парень выверял каждую реплику, каждый кадр. И как жаль, что не нашлось рядом человека, способного объяснить ему, что литература и кино – это принципиально разные вещи. То, что работает в книгах, крайне редко выстреливает и в кино. И продюсер, просивший сократить фильм, усугубил и без того расшатанную нервную систему молодого творца, тем самым, возможно, лишил нас неснятых шедевров Ху Бо.
Я категорически против того, чтобы фильмы с трагической историей создания априори оценивались высоко. «Слон сидит спокойно» – это плохой фильм. Его действительно невозможно смотреть по ряду причин. История однобока и примитивна. Гипертрофия отчаяния уже после первого часа вызывает отвращение даже у самого спокойного слона вроде меня. Тоже касается и абсолютно шаблонных психотипов главных героев. Никому из них не будешь сочувствовать, потому что созданный Ху Бо мир не приемлет этого сочувствия. Он не принимает ничего кроме своей серости. За всем происходящим нет никакой глубины. Это просто желание автора навязать нам экзистенциальный подтекст. А его там нет.
Ху Бо явно хорош в литературе, но с точки зрения режиссуры ему точно стоило бы поучиться. Возьмем, например, эффект размытого фона за крупными планами главных героев. Он хорош и местами даже органичен, но не когда он длится четыре часа нон-стопом! Уверен, что будь в его окружении пара-тройка профессиональных операторов и постановщиков, то «Слон сидит спокойно» с его грандиозным потенциалом вышел бы куда более цельной и органичной лентой.
Не сомневаюсь, что как культурное явление современного Китая Ху Бо и его посмертное творение имеет огромное значение.
Нужно ли оно вам? Думаю, что нет.