Как будем делать уроки?
Думаю, актуальная тема для многих. Она острая и горячая. Делитесь своим опытом, но умоляю, без ссор. Советы основаны лишь на классической психологии, никого не заставляю. Только делюсь. Более того, если у детей есть особенности развития: СДВГ, дислексия, ОП, и другие, то схема будет другой. Ее лучше обсудить со специалистом.
✔ Уроки ребенок делает САМ. Те, кому не дали шанса с первого класса, не начнут вдруг сами делать в пятом. Я понимаю. Мы нервничаем и нам хочется, чтобы сделал все хорошо. Вопрос: кому? От того, что родители кричат над ребенком, заставляют переписать сотни черновиков и добиваются все таки верного ответа, лучше знать он не будет. Человек в стрессе не учится. Его психика лишь фиксирует, что "домашка" это "караул, мама будет орать" и начинает защищаться, через "ничего не слышу". А у не очень крепких в психологическом плане - начинает выдавать психосоматические болезни. Более того, статистика твердит, что с детьми-школьниками родители общаются в среднем 42 минуты в день, из них 37- именно о школе. А значит, этот ежевечерний аттракцион превращается в подсознательный способ общения. И чем громче родитель кричит и больше злится, тем лучше. Как бы абсурдно это не звучало.
✔ Купите будильник. Это такая круглая или квадратная штука. Не на телефоне, а живой. Изучите по нормам время на приготовление уроков. И заводите его. Мы учим, прежде всего, распоряжаться временем. Первые две недели будет сложно, потом отлично. Кончилось время - что сделал, то сделал. Наша задача запустить биологические часы и ощущение, что есть время. И фокусируемся именно на том, сколько времени требуется.
✔ Проверяем именно факт выполнения заданий. Задано 5 предметов и 5 должно быть предъявлено. Если вы нашли ошибку, предложите исправить, но предварительно ее надо найти. Старайтесь не давайте готовых решений. Не хочет? Ну что же, двойка - его ответственность, позвольте ее взять на себя. Чем раньше это сделать, тем лучше результат будет в более старших классах. Можно чередовать. День вы указали, день - сам нашёл, день в "тепло/холодно" поиграли. Потом еще что-нибудь сочините.
✔ Иногда используйте метод "ой, какая сложная задача". Пытаетесь делать что-то сами и делаете неверно. А ребенка просите проверить вас. Так повышается и самооценка ребенка и его желание знать больше.
✔ Домашняя работа не должна убить ваши отношения с ребенком. Нет хуже орущих родителей и соседей, изучивших текст по вашим крикам. Школа пройдёт, а ваши отношения на всю жизнь.
✔ Не бегите к репетитору с первых дней, ну хоть попробуйте показать, что вы ему доверяете.
✔ На домашнюю работу, как и на учёбу, можно мотивировать эмоцией. Например, поездкой в конце четверти. Но обещание важно сдержать, и если все плохо - не ехать! Не используйте мотивацию деньгами, потом из этого не вылезти.
✔ Не наказывайте за оценки. Если уж есть потребность - наказывайте за вранье и то, что от вас скрыта информация об оценках и заданиях. Это важнее. Но конечно, речь не о физических наказаниях или вербальном насилии. Все должно быть соизмеримо. Дети очень ранимы и порой, конфликт из-за оценок доводит до беды.
✔ Можете демонстрировать, что вы огорчены и что вас это не устраивает. Иногда эти эмоции очень важны для ребёнка. И становятся ориентиром. Ну и помните, что оценка - дело крайне субъективное и часто взрослые дяди и тёти используют их как метод манипуляции и наказания, скажем, за плохое поведение (хотя порой, это просто бег на перемене, который просто необходим для здоровья). Т.ч. пожалуйста, будьте объективны сами. Ребенок вам точно скажет спасибо.
Ну что же, делитесь опытом. Как у вас?