Написать вторую статью о Таджикистане (первая здесь) мне захотелось по двум причинам – 6 ноября исполнилось ровно 25 лет с тех пор, как Эмомали Рахмон (на тот момент – Рахмонов) взвалил на себя тяжкий груз президента Таджикистана, только недавно ставшего независимым. В плюс правления Рахмона можно отнести только одно – он прекратил гражданскую войну. Далее следует длинный список минусов.
Строго говоря, гражданская война не окончена и никуда не делась, Рахмону лишь только удалось загнать ее в глубокое (иногда – не очень) подполье. Но это уже детали. Пишут таджикские СМИ о «миротворце» Рахмоне, и о том, что «главное – нет войны», ну и пусть с ним.
Но давайте обратимся к цифрам:
1) Основной составляющей наполнения бюджета страны являются переводы трудовых мигрантов из России. В 2014 году таджикские мигранты перевели на родину рекордные 4,1 млрд долларов, общий же бюджет страны в тот год составлял всего 2,6 млрд долларов!
2) После 2014 года, когда рубль упал по отношению к доллару, снизились и сумма переводов из России. Например, в 2018 году мигрантам удалось перевести в Таджикистан «всего» 2,6 млрд долларов. Это можно назвать небольшой суммой. Но. ВВП Таджикистана на тот момент составлял 7,5 млрд долларов, а товаров и услуг удалось экспортировать из Таджикистана на сумму в 939 млн долларов.
В этом году, по оценкам экспертов, сумма переводов от мигрантов не превысит 2 млрд долларов.
3) Государственный внешний долг Таджикистана составляет 3 млрд долларов, составив 50% от размера ВВП (по официальным данным – 40%). Сегодня каждый житель Таджикистана от младенца до старика, должен 154 доллара, и долги только растут.
Самое плохое в этой ситуации то, что 51% внешнего долга владеют китайцы, чей банк "Эксимбанк" является крупнейшим кредитором Таджикистана, легко раздавая кредиты под низкий процент. А плохо то, что китайцы никогда не прощают долгов, в отличии от России и Европы.
Собственно, китайцы уже начали подминать под себя, в счет долга, крупнейшие месторождения серебра и золота, и этот процесс будет продолжен – денег на погашение долгов у Таджикистана нет.
А что же власть?
Власть в лице «основателя мира и национального единства — Лидера нации» (официальный титул Рахмона) очень далека от народа. Семья президента – все успешные бизнесмены, которым принадлежат все крупные и доходные предприятия. Причем конкурировать с бизнесом «семьи» невозможно, ведь «президентские» бизнесмены освобождены от налогов, им предоставляются лучшие контракты и преференции. Например, шурин Рахмона, Хасан Асадуллозода, владеет банком, алюминиевым заводом и самой крупной авиакомпанией «Сомон эйр».
При этом налоговая нагрузка на простых граждан очень высокая, Таджикистан входит в мировую десятку стран с самым высоким уровнем налогового бремени. И налоги, если верить официальным властям, каждый год собираются с перевыполнением плана.
С демократией в Таджикистане совсем грустно – политические оппоненты Рахмона – кто в тюрьме, кто в могиле, в стране культ личности, которому позавидовал Сталин. Перечить Рахмону никто не смеет, последние русскоязычные, которые еще могли бы что-то говорить против, успешно и жестко выдавлены еще в 90-х.