Найти тему
Психо

Прагматика познания.

Оглавление

фото Яндекс
фото Яндекс

В отличие от механики, прагматика познания обращает внимание специалистов по развитию на роль культуры и возрастающее значение основанных на знаниях форм интеллекта по мере развития онтогенности человека.

Позитивные изменения в прагматическом компоненте развития вновь затрагивают приобретение и пожизненную практику органов декларативных и процедурных знаний, передаваемых через культуру, которые становятся доступными для людей в процессе социализации и жизненного опыта.

Некоторые факторы, определяющие продолжительность жизни:
- ведущие к приобретению практических знаний, носят нормативный характер, но характерны для некоторых культур (например, формальное школьное образование),
-другие носят более универсальный характер (например, наставничество),
-а третьи носят индивидуальный или индивидуальный характер (например, специальные экологические и профессиональные знания).

Мы предполагаем, что прагматика познания строится на основе, расширении и реорганизации преструктурированных основных областей, связанных с когнитивной механикой и их основой в биологической природе человеческой системы обработки.

Например, прагматические знания могут развиваться из знаний или имитировать уже имеющиеся знания в эволюционно привилегированных областях, но имеют то преимущество, что они адаптированы к специфическим потребностям конкретных культур, биографий и контекстов.

Эти процессы расширения и трансформации в конечном итоге приводят к появлению таких форм знаний и поведения, которые отчасти в силу необходимости совместимы с биологической архитектурой разума, но не являются прямым следствием эволюционного лекционного давления.

фото Яндекс
фото Яндекс

Нормативные и персонально-специфические знания.

Различие в рамках прагматики познания, пусть и обязательно несовершенное, касается нормативных знаний и знаний, присущих конкретным людям.

Нормативные органы знаний имеют общую ценность как в рамках различных культур, так и между культурами. Типичными экзаменами являются владение языком, индексируемое по словесным способностям, количеству учащихся и базовым знаниям о мире.

Индивидуальные различия в этих областях тесно связаны с годами обучения и другими аспектами социальной стратификации и хорошо изучены в ходе психометрического тестирования и теоретизирования.

Специфические для человека знания, которые отходят от нормативного пути приобретения знаний, являются результатом специфических комбинаций эмпирических условий, личностных характеристик, мотивационных констелляций, стратегий управления действиями и когнитивных способностей или таланта.

Эти уникальные массивы знаний часто ускользают от психометрической операционализации и лучше поддаются изучению в рамках парадигмы или других концепций повседневного когнитивного функционирования.

На основании исследования продолжительности жизни можно сделать два основных вывода в рамках экс-персимистской парадигмы.

Во-первых, эффекты экспертизы или последствия конкретных органов декларативных и процедурных знаний редко выходят за пределы целевой области. В частности, имеется мало доказательств того, что механика познания изменяется сами по себе в зависимости от края знаний в конкретной области.

Второй важный вывод касается способности прагматических знаний компенсировать потери в механике в рамках компетенции экспертов. В этой связи результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что приобретенные знания наделяют стареющих людей местной (например, привязанностью к определенной области) способностью противостоять последствиям вызванных старением механических потерь.

Отрицательные различия во взрослом возрасте по сравнению со стандартными психометрическими или когнитивно-экспериментальными оценками, как правило, ослабляются в таких богатых знаниями областях повседневной жизни, как решение практических проблем, социальное познание, память в совместных контекстах, планирование жизни, мудрость, умственные способности и карточная игра.

фото Яндекс.
фото Яндекс.

Этот вывод ослабленных отрицательных возрастных различий является центральным фактором успешного интеллектуального старения и поддерживает общую теорию продолжительности жизни селективной оптимизации с компенсацией.