Разберём, чем так хороша игра Moonlighter (рус. "Лунный свет") и почему уверенность разработчиков в уникальности своего детища не пошла ему на пользу: всего 79% положительных отзывов в стиме на момент написания статьи.
Оптимизация
Будучи обладателем слабого ноута с параметрами 1.1 Ггц, 4 ГБ ОЗУ, и видеоадаптером Intel HD, каждое моё знакомство с играми начинается с вопроса, смогу ли я в них вообще поиграть. К приятному удивлению, Moonlighter 2018 года выпуска шикарно оптимизирован и шёл на моей старушке со стабильными 60 fps на максимальных настройках графики.
Управление
Многие отрицательные отзывы на странице Moonlighter в стиме связаны с осуждением экзотического управления, а точнее отсутствия возможности пользоваться ЛКМ и ПКМ. Все передвижения по меню, спискам, инвентарям происходят с помощью клавиатуры. Это занимает чуть больше времени, но придаёт игре шарм. На самом деле, управление предельно интуитивное, если вы задротите всю жизнь. В настройках можно назначить клавиши, которые подойдут лично вам. Я установила ЛКМ и ПКМ для атаки.
Визуальная составляющая и саундтрек
Благодаря качественной пиксельной рисовке, в Moonlighter очень ламповая атмосфера. Саундтрек не особо влияет на игровой процесс, он не раздражает, но и не задаёт должного настроя, как музыка из Hotline Miami, например. Саундтрек работает по схеме одна локация - одна мелодия в стиле музыки из лифта. В подземельях он подчёркивает культуру каждого народа, но не добавляет динамики боям, когда это так нужно.
Геймплей: новаторство и странности
Moonlighter - Dungeons&Management action-RPG с элементами rogue-like. Игровой процесс разделён на день и ночь. В любое время суток герой может сражаться в подземельях для гринда лута.
Всего 4 подземелья - 4 культуры (измерения): каменная, лесная, песчаная и технологичная. По три уровня на каждую. Первые два уровня заканчиваются комнатами с мини-боссами. Подсказка: перед входом в них располагается целебный колодец. Последний уровень ведёт к боссу-стражнику, которого надо победить, чтобы открыть следующее подземелье и вставить один из четырёх ключей в загадочный портал, который ведёт к пятому подземелью.
Боевая система стандартная для классических данжей, но со своей особенностью: герой бьёт лишь по четырём сторонам света, а некоторые виды врагов подбираются с диагонали. Пришлось прокачивать двуручный меч, чтобы наносить дамаг по площади.
В рюкзаке героя всего лишь 20 свободных слотов, и прокачать их невозможно. Приходится оставлять часть выбитого с мобов лута уже на первом уровне подземелий. Для того, чтобы упростить жизнь игроку, разработчики придумали несколько прикольных фишек:
- В подземельях есть ямы, в которых находятся: выпавший лут, порталы к уникальным мобам, обычные и магические сундуки, которые отправляют весь помещенный в них лут в домашний сундук. Использовать его можно единожды. Ямы находятся по эффекту "поблёскивания".
- По мере прохождения первого подземелья, герою дают ещё два артефакта в дополнение к медальону, который за n-ную сумму денег возвращает протагониста в деревню. Первый артефакт превращает лут в деньги, чтобы герой смог покинуть подземелье. Второй позволяет протагонисту вернуться в деревню, сбросить нафармленное или сразу продать, а потом отправиться обратно в подземелье к тому месту, на котором он закончил последний поход.
- Среди лута попадаются проклятые предметы. Некоторые могут располагаться только по бокам или верхам рюкзака, некоторые ломаются, если герой получает слишком много урона, есть просто скрытые. Какие-то предметы имеют способность уничтожать/превращать в себя/снимать проклятие с других предметов/отправлять домой предметы по направлению стрелочки. Грамотная расстановка вещей в рюкзаке помогает унести больше лута из подземелья.
Если герой задерживается в подземелье - неважно, по какой причине, - на него начинает охоту бессмертный монстр. Он будет гоняться за протагонистом по всем локациям. Единственное спасение - вернуться в деревню.
День - время менеджмента. Только в это время суток протагонист может открыть свой магазин. Там он самостоятельно расставляет товар и украшения, назначает цены, следит за реакцией покупателей и редактирует цифры, руководствуясь подсказками в записной книжке. Также герой вынужден общаться с посетителями, обслуживать их на кассе, прогонять воришек и случайно залетевших птиц, которые отвлекают посетителей от траты своих денег. Принимать квесты, в которых необходимо раздобыть определённое количество какого-либо предмета в течение пары дней. Если всем этим заниматься не хочется, то с определённого уровня апгрейда магазина появляется помощница, которой можно приказать поработать вместо игрока. За это она возьмёт процент с выручки от проданной за день продукции. Спойлер: это не выгодно, но существуют в Moonlighter вещи ещё более странные и бесполезные.
В магазине есть ящик для распродажи с большим количеством слотов, куда можно скидывать товар и продавать его со скидкой 75% на первом уровне апгрейда и 50% на последнем.
Домашний сундук можно прокачать до вмещаемости трёх обычных, плюсом к этому, каждый уровень магазина даёт ещё один сундук. В итоге, игрок имеет один огромный сундук и 4 обыкновенных.
Так в чём же дело?
Благодаря тому, что рюкзак героя рассчитан лишь на 20 слотов, унести лут всегда проблема, и никогда у игрока не будет такого количества предметов, что ему придётся сливать их в распродажу за копейки. Сундуки всегда будут полупустыми, а товары, нафармленные за 2 ночи, можно спокойно продать за один день.
Система прокачки достаточно стандартная: открываешь в деревне лавки кузнеца, колдуньи, двух торговцев и банкира, - даёшь на лапу для развития стартапа, так сказать. Однако и здесь не обошлось без интересных фишечек.
- Функция "Добавить в желаемое", после подключения которой необходимые для прокачки предметы, даже если они скрыты, будут выделяться.
- Зелья можно покупать за полную цену или за меньшую, если иметь необходимые для создания ингредиенты, - не ново, но всё же.
- Необязательно нести с собой предметы, когда идёшь к лавочникам, чтобы приобрести что-то или проапгрейдить. Где бы они ни находились: в рюкзаке или в домашних сундуках, - игрок может ими воспользоваться.
- Один из торговцев позволяет купить лут из подземелий, но намного дороже. Пользоваться его услугами можно, если для завершения квеста от покупателя не осталось времени, а купив один айтем, игрок всё равно уйдёт в плюс.
- Второй торговец продаёт украшения, которые оптимизируют работу магазина: увеличивает количество чаевых, посетителей, их скорость, повышает время ожидания у кассы и понижает вероятность прихода воришек.
- Пятый лавочник - банкир, оказался бесполезным. Пригласить его можно только в конце игры, когда в кармане уже под 10 лямов монет. Вложения он принимает и отдаёт с процентами только, если игрок обращается к нему в точно назначенный день. Со всеми заботами подстроиться под его график трудно.
Баланс в Moonlighter не даёт волю нелинейности прохождения. Игра строится по правилу одно подземелье - один уровень апгрейда одежды и оружия. Пока игрок не прокачает этот уровень до максимума, он не сможет одолеть босса-стражника. Не важно, насколько хорошо вы умеете просчитывать тайминг-ивенты, без последнего уровня апгрейда ни у кого нет шанса. При переходе к следующему подземелью, полная прокачка из предыдущего теряет свою силу. Приходится начинать всё сначала.
Сюжет
Один из главных минусов Moonlighter - сюжет. Можно сказать, что его здесь нет. Данжи никогда не отличались оригинальностью лора, но Лунный свет замахнулся на звание экшн-рпг, совершенно не желая ему соответствовать.
Протагонист - последний представитель своего рода, который способен вдохнуть жизнь в семейный магазин "Лунный свет", стоящий на грани банкротства. Мать и отец умерли, занимаясь тем же, чем их сын. Остался только докучный дед. Когда герой совершает подвиг и убивает стража, целомудренный предок закатывает ему скандал, стараясь отговорить от дальнейших походов в подземелья. Это противоречит самому лору, ведь именно дед выдал герою броню и оружие, наказал ему развивать магазин, что невозможно без спуска в данжи потому, что никаких воинов-поставщиков извне у этой семейки предпринимателей никогда не было - всю жизнь они добывали товары своим потом и кровью.
Во время таких перепалок дед упоминает о трагичном опыте своего приятеля - Безумца Пита, о котором мы знаем только, что его считают безумным просто потому, что он настолько увлёкся появившимися из ниоткуда в деревне Ринока подземельями, что отправился туда, чтобы изучить. В его рукописях, которые игрок находит в подземельях, нет ничего для развития сюжета, лишь неоправданные теории дачника Пети.
Бессмысленны свитки у целительных колодцев: "Кто-то крадёт наши инструменты!" - всё, что в них написано.
Бессмысленны описания к товарам в лавке: "Эту штуку, вероятно, использовали для гранения кристаллов, а может и нет..." - гласят они.
Даже найденные и выпавшие с боссов писания нельзя прочесть - это лишь товар.
Такое ощущение, что разработчикам 11-bit студии было лень прописывать сюжет. Они просто напихали его ничем не оправданной недосказанностью.
Разгадка тайны пятого портала является основной мотивацией для прохождения, но финал оставил двоякое ощущение. В пятом портале игрок натыкается на разбившейся корабль космических пиратов. Как объяснили оперативно прибывшие на активированный героем маяк стражи галактики (?), пираты создали эту систему данжей-порталов, чтобы максимально продуктивно воровать сразу из множества измерений. Но что-то пошло не так, и корабль с командой на борту застрял за пределами миров в индивидуальном подземелье. Как обычно случается в таких ситуациях, пираты друг друга перебили, а последний выживший, самый сильный босс в игре аж с тремя видами атак по одной прямой, почему-то решил напасть на своего спасителя, протагониста, и пал смертью храбрых.
После этого портал выплёвывает героя обратно в деревню, где его ждут стражи и согнанная ими топла сельчан. Стражи угрожают всем страшным наказанием за использование в течение долгих лет порталов. Но протагонист помог им отыскать эти подземелья и даже победить самого злостного злодея, которого они не могли всё это время поймать (напомню: 3 вида атаки по одной прямой). По этому поводу всю деревню оставляют в покое, приказывают никому в порталы впредь не залезать, иначе казнят всю деревню, а героя приглашают работать на какую-то непонятную должность и просто исчезают. Да, они просто улетели обратно, оставив порталы открытыми на том же месте, и протагониста, в жизни которого ничего не изменилось, и он может дальше так же гриндить, как гриндил раньше. Единственное, что это больше не имеет никакого смысла. Можно было подумать, что слова про работу - намёк на продолжение, но в единственном DLC ничего такого нет, а новую полноценную игру так и не анонсировали.
Как итог, слишком много времени ушло на поиски записок Безумца Пита с теориями, которые совершенно не соответствовали действительности, так ещё и игрока оставили у разбитого корыта.
Баги
Несмотря на прекрасную оптимизацию Moonlighter даже для слабых ПК, отзывы и страницы в обсуждениях, более 30-ти при поиске с ключевым словом "bug", кишат негодованием по поводу возникших ляпов системы. У каждого пользователя игра мутировала по-разному, каждый баг индивидуален. Они варьируются вплоть от безобидных, которые самую малость мешают игровому процессу, до тех, которые крашат игру без возможности восстановления. К примеру, из-за одного бага у меня периодически переставали работать витрины в магазине: я не могла ничего выставить и/или назначить цену на продукт. Второй баг мне изрядно подпортил процесс игры: при разрушении кустов в четвёртом подземелье, количество кадров в секунду падало до единицы и восстанавливалось лишь при переходе в другую комнату.
Разработчики совершенно не реагируют на мольбы игроков пофиксить баги. Вместо этого они выпустили ещё более забагованный DLC с новыми подземельями и видами оружия, а в основную игру в честь праздников добавляют ивент-косметику для окружающего мира.
Вывод
Moonlighter цепляет своей тёплой атмосферой, шикарной пиксельной картинкой и интересной механикой. Однако то, насколько разработчикам откровенно плевать на игроков, не может оставить равнодушным.
Пишите в комментариях ваши впечатления от игры и ставьте лайки!
Связь со мной - t.me/lickmypussyloser