Найти в Дзене
Беларускі ўрбаніст

Трамвай в Беларуси: Прошлое, настоящее и будущее. Часть вторая

Оглавление

Трамвай - один из самых эффективных видов общественного транспорта. В предыдущей статье, я писал о истории трамвайных систем в регионах Беларуси, о их нынешнем состоянии и будущем. Сегодня мы рассмотрим Минск его трамвайную историю и перспективы.

Регулировщик на фоне трамвая г.Минск начало двадцатого века.
Регулировщик на фоне трамвая г.Минск начало двадцатого века.

История

Идея об открытии трамвайного движения в Минске, обсуждалась ещё в девятнадцатом веке (как раз во время открытия витебской электроконки) Уж много было проблем с конно гужевым транспортом. Строить систему начали в 1912 году, через два года началась первая мировая война, и Минску уже было не до этого. Стройку заморозили. За годы забвения, долгострой был свидетелем рождения независимой Беларуской Народной Республики. Позже при советской оккупации, Минск становился то столицей ССРБ, то обычным городом искусственного государства ЛитБелССР. События и политическая карта менялись так быстро, что ни о каких долгосрочных инвестициях в город речи и быть не могло.

Лишь в 1925 году, Минск, снова в столичном статусе, но уже при БССР, приступил к строительству трамвайной сети. За не большой срок, была возведена 10 километровая линия, а также вся сопутствующая инфраструктура. Восьмого октября 1929 года, в столицу доставили первые пять вагонов серии "Х" (на фото).

Модель первого трамвая Минска
Модель первого трамвая Минска

И так в полдень воскресенья 13 октября 1929 года, состоялось торжественное открытие Минского трамвая. В следующие годы, маршрутная сеть разрасталась и увеличивался пассажиропоток. Например, если за первый год работы, трамваи перевезли полтора миллиона человек, то в 1932 году уже двадцать два миллиона!

В предвоенный 41й год, трамвайный парк насчитывал 69 вагонов. Система покрывала почти весь довоенный Минск.

Нацисты, заняв Минск в 1941, приступили к восстановлению трамвая, и в 1943 году с помпой открыли одну линию. Чуть позже восстановили и некоторые другие маршруты, но вскоре придёт красная армия.

Поняв, что их дни в Минске сочтены, нацисты скрутили контактную сеть и забрали оборудование, предназначенное для трамвайной системы. Что не скрутили немцы, то разбомбила доблестная советская авиация. От депо и подвижного состава, тоже ничего не осталось.

Первого мая 1945 года, был восстановлен первый маршрут: Выставка - Пассажирский вокзал. Далее с большими задержками восстановили остальной трамвайный Минск.

В послевоенное время столица росла стремительными темпами, разрасталась и трамвайная система. Позже, властям начал нравится троллейбус, и заложенные в генплане ветки строились не так активно. А когда Минск замахнулся на строительство метро, тогда весь бюджет стал и вовсе миновать трамвай.

Современное состояние

Сейчас состояние трамвайной системы удручающее.

Во-первых, количество линии и маршрутов усохло, даже по сравнению с советским временем. Во-вторых, трамвай лишен своих главных преимуществ. Он почти ни где не выделен от основной дороги. Одна авария с трамваем нарушает всю работу сети. В-третьих, сама технология путей и их обслуживания устарела. Трамвайные маршруты построены так же как автобусные и троллейбусные, только их провозная способность ниже (в нормальных системах трамвай в разы эффективнее автобусов). В-четвёртых, большинство вагонов не низкозольные и морально устаревают.

Перспективы развития

Трамвай в двадцать первом веке это одна из основ транспортной сети многих городов. Это удобный и быстрый транспорт. Минску необходимо инвестировать в новый подвижной состав, обособлять трамвайные пути от трафика, и вкладывать в модернизацию действующей сети. Новый мэр, к счастью настроен положительно к этому виду транспорта.

Так как заложенные в генплане резервы для большой трамвайной сети ещё не застроены. Прибавить к этому реальные планы мэрии по развитию скоростного трамвая, то в ближайшие десять лет столица переживёт трамвайный ренессанс. Такое происходило и с европейскими городами, произойдёт и в Минске. В частности, сейчас проходит экспертизу проект скоростной ветки от вокзала до Сухарево. Есть идея строить скоростную линию в районе будущего третьего кольца. Надеюсь, что и про существующую систему не забудут.

В своей первой статье я предлагал идею Чижовско - Веснянской линии скоростного трамвая. Надеюсь, что, хотя бы часть прямой линии на серебрянку построят. Время покажет.

Эпилог

Минск имеет богатую трамвайную историю, и как большинство городов так же пережил упадок этого вида транспорта (хорошо, что не погром). В ближайшее время, мы будем наблюдать обратную тенденцию. Трамвай снова превратится из диковинки, в одну из основ города.

В следующей части, я расскажу вам о перспективах новых трамвайных систем в других городах.

Спасибо что дочитали до конца :-)

Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!Подписывайтесь на меня тут, и на других ресурсах!

Буду благодарен вашему донату!

Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanis

Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm

Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084