Большинство россиян получают медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Но система эта несовершенна и имеет массу проблем. В 2019 году национальный проект «Здравоохранение» заметно изменил
и усовершенствовал оказание помощи по ОМС. Вступили в силу новые «Правила обязательного медицинского страхования», утвержденные Приказом Минздрава РФ №108н (далее — Правила ОМС). Подробнее об изменениях рассказывает адвокат Ольга АЛЕШИНА.
Полис — главный документ
Для бесплатного лечения у пациентов в обязательном порядке требуют предъявить полис ОМС. Без него в оказании необходимой помощи будет отказано.
Ранее пациентам в разных регионах выдавали полисы всех мыслимых расцветок и размеров. Теперь Правилами ОМС на территории России вводится полис единого образца. Оформить его можно в виде бумажного документа, как и ранее, либо в форме пластиковой карты. Второй вариант является более удобным, поскольку более долговечен
и не требует предъявления паспорта. Но окончательный выбор формы документа остается за пациентом.
Важно! Обменивать полисы старого образца не нужно. Они остаются действительными на протяжении всего указанного в них срока.
Если по каким-либо причинам страховая организация вас не устраивает, ее можно поменять. Делать это разрешено не чаще одного раза в год. При этом потребуется поменять и полис ОМС. Придется выбрать другого страховщика и заменить полис и при переезде
в другой регион, если страховая компания не имеет представительства по новому месту жительства.
Появилась возможность выбрать или заменить страховщика и получить полис удаленно — через официальный сайт территориального фонда ОМС, портал Госуслуг или при личном визите в МФЦ.
На время оформления нового полиса выдается временное свидетельство ОМС. По нему предоставляется такой же спектр медицинских услуг, что
и по полису. Можно прикрепиться к поликлинике, записаться на прием
к врачу, пройти обследования или лечь на стационарное лечение. Временное свидетельство, а в последующем и полис можно получить самостоятельно в выбранном пункте страховой компании.
Важно! Срок действия временного свидетельства новыми правилами ОМС увеличен до 45 дней (ранее — 30 дней). Это позволит гражданину не остаться без медицинской помощи в случае затянувшихся бюрократических проволочек.
Также начинается внедрение электронного полиса ОМС. Он не будет иметь физического носителя и может быть сохранен в смартфоне. Поскольку за этим документом стоит целая система взаимодействий множества органов, полноценное его функционирование начнется только в 2021 году.
Страховой представитель спешит на помощь
С лета 2019 года во всех поликлиниках приступили к работе страховые представители (страхпреды). Их полномочия достаточно широки и направлены на плотное взаимодействие с медицинскими организациями и пациентами.
Страховой представитель обеспечивает преемственность медицинской помощи пациентам, имеющим хронические заболевания.
Так, например, больной выписывается после хирургической операции
из стационара на амбулаторное наблюдение. Страхпред организует регистры таких пациентов и оперативно передает их в поликлинику.
В результате участковый врач получает эпикриз из стационара еще до того, как пациент придет к нему на прием.
Страхпреды отслеживают прохождение диспансеризации. Не секрет, что во многих поликлиниках она проводится «для галочки». Страхпреды обязаны проконтролировать прохождение необходимых обследований, а также получение пациентом направления на лечение (при наличии показаний), в том числе высокотехнологичное,
и последующую реабилитацию.
При желании пациента страхпред будет сопровождать его диспансеризацию: будет напоминать СМС-оповещениями, в какие сроки необходимо явиться в поликлинику, проконтролирует прохождение обследований, поможет в случае возникновения проблем. При отказе медучреждения в прохождении каких-либо обследований в рамках программы диспансеризации или взимания оплаты можно обратиться
с жалобами непосредственно к страховому представителю.
При наличии определенных диагнозов или риска развития заболеваний необходимо регулярно проходить различные детальные обследования.
Например, УЗИ сердца и сосудов при сердечно-сосудистых патологиях, эхокардиографию после стентирования и прочее. В этих случаях страховая компания будет регулярно напоминать пациенту
о необходимости осмотра и контроля за здоровьем.
Страхпред поможет организовать и проконтролирует получение пациентом телемедицинских консультаций высококвалифицированного специалиста из ведущих профильных клиник страны (получение «второго мнения»). Это дисциплинирует врачей и снижает риск ошибок постановки неверных диагнозов и назначения неправильного лечения.
Важно! Если есть сомнения по качеству диагностики и назначенного лечения, страхпред организует назначение экспертизы оказанной медицинской помощи.
График работы и контактные данные страховых представителей вывешиваются на информационных стендах непосредственно
в поликлиниках. Также они размещаются на сайте страховой организации. Со страхпредами пациент может пообщаться как лично, так и по телефону через круглосуточно работающий кол-центр по номеру, указанному
в полисе ОМС. Все это позволит оперативно разрешать возникающие конфликты и оперативно восстанавливать права застрахованных граждан.
Контроль за качеством медицинских услуг
Правила ОМС повышают контроль страховых организаций
за деятельностью больниц. Граждане могут помочь системе ОМС стать более эффективной.
С текущего года на портале Госуслуг каждый пользователь может посмотреть список оказанных ему медицинских услуг в рамках ОМС, а также их стоимость.
Даже если пациент проходил лечение в разных регионах нашей страны, вся информация будет собираться в единую справку.
Важно! Если гражданин обнаружит какие-либо неточности в данном списке (чаще всего приписываются не оказанные по факту услуги), он может на портале оставить соответствующее обращение.
Территориальный фонд ОМС по указанному обращению проводит проверку. О ее результатах сообщается заявителю через портал Госуслуг. Никаких визитов в страховую компанию от гражданина не потребуется. Все взаимодействие проходит в электронном виде.
Онкобольные отныне на особом учете у страховых организаций. По каждому такому пациенту в территориальном фонде ОМС будет формироваться «история страхового случая». Туда вносятся сведения
о том, куда обращался пациент, кто поставил диагноз, как быстро больного обследовали и назначили необходимое лечение. При нарушении сроков оказания медпомощи больницы будут привлекаться к ответственности.
Ужесточается финансовая ответственность медицинских учреждений за назначение необоснованных схем лечения. Не секрет, что многие врачи выписывают препараты «по старинке», без проведения необходимых новейших анализов и обследований. В результате пациент оказывается лишен качественного лечения.
Особенно остро эта проблема стоит с онкологическими больными. Им зачастую назначается давно известная схема химиотерапии. Врачи игнорируют клинические рекомендации Минздрава, согласно которым перед выбором лечения требуется провести генетические исследования
и только исходя из полученных результатов назначать дорогостоящие таргетные препараты.
Если данные требования не соблюдены, медучреждение будет оштрафовано на сумму 90% от стоимости лечения. Такие суровые меры призваны стимулировать медиков переходить на современные способы оказания медицинской помощи.