Отошел от метода социалистического реализма в новом ро мане «Открытая книга» и автор замечательных «Двух капитанов» В . Каверин.
Первая книга романа, опубликованная в журнале «Новый мир» за 1949 год, свидетельствует о том, что В. Каверин построил свое произведение в отрыве от жизни, по готовой литературной схеме со всеми аксессуарами любовно-мещанского романа, с дуэлями, сложными любовными историями, изменами, «роковыми» встречами, якобы глубокими внутренними переживаниями героев, страдающих от безнадежной любви.
Порочную книгу написал и такой видный советский писатель как
В. Катаев.
Его роман «За власть Советов» подвергся суровой, но справедливой критике на страницах «Правды».
Автор статьи «О новом романе Валентина Катаева «За власть Советов» Михаил Бубеннов одной из причин неудачи романа считает то, что
В. Катаев решил сделать книгу «увлекательным чтивом» вроде
«Пещер Лейхтвейса».
Почти все, что ни происходит в нем (в романе), происходит случайно, легко, по какой-то чародейской воле автора.
Это еще более отдаляет его от жизни, от исторической правды в погоне за занимательностью В. Катаев часто снисходит до детектива.
В ложном свете показан в романе одиннадцатилетний пионер Петя Бачай, которому автор приписал противоестественные пере живания, заключающиеся в том, что якобы мальчик «чувствовал себя одновременно самим собою-сыном и своим отцом, и дедушкой, и бесконечно длинным рядом своих предков, уходивших ку да-то «назад», «в таинственный туман времени». Под этими словами подпишется любой педагог-биогенетист.
Вольно или невольно В. Катаев пропагандирует и поэтизирует антинаучное и реакционное учение о том, что ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития человеческого рода, что в нем преобладают ин стинкты дикаря. Это учение в интерпретации американских оголтелых биогенетистов типа Стенли Холла гласит, что в ребенке имеются инстинкты — религиозный, собственности и т. д., так как человечество, мол, всегда было религиозным и всегда оно развивалось на основе «частной, священной и неприкосновенной собственности», а развитие ребенка есть не что иное, как «повторение цивилизации в малом размере». Эта ложь давно разоблачена советской педагогикой. Незнание советской педагогики и советской психологии приводит к самым неожиданным, нежелательным и вредным последствиям.
В романе В. Катаева много слов блатного жанра, украинизмов: «зануда», «клифт», «москвич затрушанный», «нехай», «треба», «твой батька цицьку сосал» и др.
Как важно нашим писателям учиться у русских классиков чистоте русского литературного языка, как полезно помнить не терпимое отношение великих русских писателей к малейшей фальши в языке. А. Чехов в одном из писем к писателю
И. Леонтьеву (Щеглову) возмущался провинциализмами последнего: «Начать хоть с того, — писал А. Чехов, — что всю музыку Вы испортили провинциализмами, которыми усыпана вся середка. «Кабачки», «отчины двери», «говорить» и проч. — за все это не скажет Вам спасибо великоросс... Язык щедро попорчен».
Необходимость учиться языку у великих русских писателей приобретает особое значение и огромный смысл в свете гениального учения И. В. Сталина о языкознании.
Учась у великих писателей русскому языку, советские писатели обязаны обогащать и развивать даль ше великий и прекрасный русский язык, созданный великим рус ским народом.
Произведения К. Паустовского, И. Ликстанова, В. Катаева были весьма поспешно выпущены в больших тиражах Детиздатом.
Задача заведующих детскими и школьными библиотеками, классных руководителей, преподавателей литературы заключает ся в том, чтобы правильно ориентировать школьников относи тельно перечисленных книг, содержащих в себе серьезнее идейно художественные и педагогические недостатки.
В массовых тиражах почти ежегодно появляются произведе ния Л. Кассиля, у которого псевдоромантическое начало и анти педагогические тенденции особенно ярко и последовательно вы ражены.
Л. Кассиль — талантливый и увлекательный рассказчик. Не которые из его маленьких рассказов о детях читаются с интере сом и дают живые образы дошкольников и первоклассников.
А. Кассиль вполне сформировавшийся писатель. Ему удаются бытовые сценки из жизни детей.
В таких произведениях Л. Кассиля, как «Черемыш — брат героя», «Дорогие мои мальчишки», «Великое противостояние», «Улица младшего сына» есть целые страницы, глубоко прочувствованные, по настоящему трогательные, и правдивые.
Ученик ремесленного училища Капа Бутырев, вожак фронтовой бригады ремесленников судоремонтного завода, многими чертами своего характера вызывает симпатии читателей, но любимым героем наших подростков не стал, как не стали героями на ших детей Черемыш и Сима Крупицына.