Формалисты и антипедагоги не хотят считаться ни с произведениями великих русских критиков, ни с передовой русской детской литературой.
Отсюда и заговор молчания против талантливой и полезной книги А. П. Бабушкиной. В книге есть и недостатки и отдельные ошибки, но в целом она заслуживает самого серьезного разбора и положительной оценки.
Ею широко пользуются преподаватели детской литературы педагогических училищ, учительских и педагогических институтов.
Следующие слова А. А. Андреева, сказанные им на первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ 1 января 1936 года, остаются в силе по отношению к формалистам и по настоящее время:
«Ряд писателей, вместо того, чтобы учиться у наших вели ких художников слова — А. М. Горького, Пушкина, Л. Толстого, учиться у великих критиков литературы — Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др., как создавать детскую книгу, — пытаются выдумывать свое, что-то особенное, и ча сто, не достигая цели, преподносят ребенку плохую книжку, тем самым не находят отклика на свои произведения в детской среде».
Не желая учиться у великих русских критиков, отвергая их, формалисты не могут понять и принять требования социалистического реализма, ибо
«лучшая традиция советской литературы является продолжением лучших традиций русской литературы XIX века, традиций, созданных нашими великими революционными демократами — Белинским, Добролюбовым, Мернышевским, Салтыковым-Щедриным, продолженных Плехановым и научно-разработанных и обоснованных Лениным и Сталиным».
Нельзя не привести и слов М. И. Калинина, которые также целиком относятся к писателям-формалистам.
«Писатель, который выступает перед широкой массой, ко нечно, должен знать философию марксизма, если писатель сла бо знает философию марксизма, слабо знает Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, ясно, что у него никакого крупного марксистского произведения не получится.. Писатель должен быть одним из самых культурных людей. Иначе, какой же он писатель, если его культурный уровень будет ниже, чем у окружаю щих, кого и чему он будет тогда учить?».
К сожалению, формалисты кое-кого учат. Писатель Вадим Кожевников в статье «Великий призыв» пишет: «Высокая любовь к советской литературе, ее глубокое понимание чехословацкими литераторами не могут не вызвать у нас чувства радости...
И как горько бывает, когда за плохую, ошибочную книгу нашего писателя цепляются реакционные элементы за рубежом. Так, например, чехословацкие буржуазные эстеты вос пользовались творениями Шкловского для того, чтобы с их помощью «обосновать» свою платформу. Но прогрессивные чешские писатели раскритиковали книгу Шкловского «Теория прозы».
Франтишек Нечасек писал: «Эта книга наглядно де монстрирует всю теоретическую беспомощность и реакционность формализма в его взглядах на русскую литературу».
Формализм в советской детской литературе чаще всего выступает в роли псевдоромантизма, уводящего юного читателя от реальной жизни социалистического общества в придуманный мир ложной красоты, фантастических приключений, антинаучных -вредных измышлений. Таковы некоторые повести и рома ны Игоря Всеволожского, написанные по готовым штампам и схемам буржуазного бульварного романа и получившие достой ную оценку в нашей критической литературе.
Печатью формализма отмечены научно-фантастические по вести, выпущенные в 1948 году Трудрезервиздатом под общим названием «Дорога богатырей» и принадлежащие перу таких авторов, как доктор биологических наук, проф. Студицкий, писатели — Ю. Долгушин, В. Сапарин и др.
Ложную по основной идее повесть «Дальнее плавание» на писал Р. Фраерман. Образы советских десятиклассниц в повести искажены до неузнаваемости. Сентиментализм, мелодраматизм, поиски главной героиней Галей Стражевой какой-то мистической красоты, неправильное понимание основных целей и задач советской школы и коммунистического воспитания характери зуют повесть «Дальнее плавание», как мниморомантическую и антипедагогическую, оторванную от правды нашей жизни.
Погрешил против жизненной правды и такой замечательный мастер художественного слова как К. Паустозский, написав «Далекие годы», в которых прошлое явно идеализировано, и «Летние дни», очерки о безмятежной жизни на лоне природы вне времени и пространства.
Псевдоромантические и формалистические извращения при сущи и новой повести И. Ликстанова «Зелен камень». И. Лик- станов в погоне за нарочитой занимательностью и таинственны ми приключениями изменил методу реального изображения жизни наших советских людей, методу, который так плодотворно был применен автором в повести «Малышок».