Приветствую на канале!
Военно-морской флот России смог пережить катастрофические для него времена, 90-е и нулевые. За всё это время ВМФ получил крайне мало кораблей, но уже с 2012 года пошёл процесс обновления. На первых этапах было решено насытить флот малыми ракетными кораблями с «Калибрами». Сколько их успели построить за 8 лет мы сейчас расскажем.
Первый корабль-носитель ракетного комплекса «Калибр» для нашего флота стал МРК «Дагестан» проекта 11661К. Данный корабль - участник операции в Сирии. Именно он был в составе группы, которая первой нанесла удары высокоточными ракетами на расстоянии более 1500 километров. Однако серия ограничилась лишь одним представителем и ему на замену пришёл более продвинутый проект 21631. Он также вооружён пусковой установкой 3С14 на 8 ячеек и несёт ракеты «Калибр». МРК отличается от прародителя тем, что выполнен по технологии «Стелс» и является очень сложной целью. Плюс ко всему все корабли проекта, заложенные после 2016 года, получат дополнительно морскую версию «Панциря», что поможет им бороться со всем имеющимся противокорабельным вооружением вероятного противника. В первую очередь это, конечно же, ПКР «Гарпун». Она дозвуковая и не представляет практически никакой сложности современному «Панцирь-М». Сейчас флот имеет в своём распоряжении 7 таких МРК и 8-ой готовится к сдаче. Ещё 4 на стапелях. МРК часто появляется в составе Средиземноморской эскадры.
Помимо проектов 11661К и 21631 есть у нас ещё и МРК проекта 22800. По сути это логическое развитие «Буяна-М». Он также выполнен по технологии «Стелс» и тоже вооружён 8-ю «Калибрами». Однако его мореходные качества значительно выше, чем у вышеназванных. И если у 11661К и 21631 был класс «Река-море», то 22800 уже чисто морская версия, способная действовать в едином строю с корветами и являться их дополнением. Так как корабль рассчитан на работу вдалеке от берега, то и над ПВО здесь поработали. Первые два корабля серии идут в облегчённом варианте, а вот все остальные уже с «Панцирем». В его боекомплект входит 40 ракет, чего вполне достаточно для отражения массированной атаки «Гарпунов». Если учесть тот факт, что у такой махины, как эсминец типа «Арли Бёрк» их на борту всего 8 (и то в лучшем случае), то МРК вполне может потягаться с крупным эсминцем. Тем более, что вооружение позволяет. Всего ВМФ заказал 12 таких кораблей, а потом цифру увеличили до 18 - очень удачный получился проект. 2 уже на флоте, а третий готовится к сдаче. Стоит отметить, что заложено уже 12 МРК.
Если посчитать, то выйдет цифра в 96 ракет на данный момент. На первый взгляд этого мало, но если разобраться, то не всё так просто. Для полноценной операции с применением ракетного вооружения по наземным целям - да, маловато. Американские эсминцы могут привезти десятки ракет к берегу противника. Однако в противокорабельном варианте напротив, такое число ПКР вполне достаточно. Тем более, что ракеты эти сверхзвуковые и перехватить их практически невозможно. А МРК проекта 22800 могут нести даже «Ониксы», а в перспективе «Цирконы». Выходит ситуация, что кораблю вероятного противника не будет играть особой роли, с какого корабля прилетит гиперзвуковой «сюрприз» - МРК это или фрегат. Тем более, что ответить ему нечем, кроме «Гарпуна» с дальностью не более 260км. В целом, у МРК есть место на флоте в качестве кораблей поддержки. Тем более, что они должны работать в основном у берега, где находятся под защитой мощных ЗРК типа С-300 или С-400.
И это мы не упомянули модульные корабли, например патрульные 22160. Они тоже могут нести ракетное вооружение, и в случае размещения модуля подпадают в категорию МРК. Всего же по планам ВМФ к 2023 году флот должен иметь в своём распоряжении 31 малый ракетный корабль.