Найти тему

Художественный летописец революции.

Маяковский и был одним из первых и лучших наших советских поэтов, у которых такая тенденциозность совпала с намерениями и целями их собственной жизни и стала их личной тенденциозностью.

Вот почему Маяковский, придававший огромное значение поэтическому мастерству, технической отделке стиха, отдавал предпочтение не тому, «как?» написаны стихи, и даже не тому, «что?» является их содержанием, а «определяющему на сегодняшний день» — «для чего» написана эта строка?»

Еще в 1922 г., определяя задачи и позицию своего будущего журнала «Леф», поэт подчеркивает тенденциозный характер того реализма, за который он борется.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128058021/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128058021/

Один из пунктов представлен ного им в ЦК РКП(б) издательского плана этого журнала гласит: «борьба с декадентством, с эстетическим мистицизмом, с самодовлеющим формализмом, с безразличным натурализмом за утверждение тенденциозного реализма, основанного на использовании технических приемов всех революционных
художествен ных школ»

Хорошо понимая, что «мысль сменяют слова, а слова — дела» сам поэт стремился «подчинить всю свою литературную деятельность публицистическим, пропагандистским, активным задачам строящегося коммунизма»

Стремление Маяковского максимально сблизить поэзию с жизнью, обогатить ее мыслями и чувствами борющегося за ком мунизм народа и сделать ее орудием этой борьбы неотделимо от постоянной обращенности поэта к современной ему действительности.

Известно, что у Маяковского почти нет стихов—воспоминаний.
Всю его послеоктябрьскую поэзию с полным правом можно назвать художественной летописью революции.

Считая, что «жизнь интереснее и сложнее поэтических и беллетристических книг о ней», Маяковский справедливо требовал от советских писателей достойного изображения этой интересной и сложной жизни, требовал создания живой хроники героических будней нашей страны, хроники «городов и людей».

Поэт возмущался «четырехэтажной халтурой» тех писателей,
мимо которых проходила «неписанная жизнью, которые продолжали «варить чепуху» для давно ставшего советским «читателя Фоки».

В борьбе за право социалистической повседневности быть предметом внимания советского литератора Маяковский не щадил и писателей, цепляющихся за отвлеченные, «вечные» темы искусства.


«Не к салонам надо прикладывать свои открытия, а к жизни, к производству, к массовой работе, украшающей жизнь миллионов, — писал Маяковский в статье 1923 г. «Смотр французского искусства» . «...Погоня за темами, об щими для всех человеков, — говорил он в 1927 г., это по гоня за огромным косным обывательским рынком... это борьба... против писания о революции и против нее самой»


Разумеется, выступления Маяковского против так называемых «вечных» тем искусства — любви, природы, смерти — не означали их абсолютного отрицания.
Само богатое и многогранное литературное наследие поэта не за такого рода истолковывание его выступлений. Значение этих выступлений состояло в том, что они поворачивали советского писателя ли цом к современности, толкали его на переосмысливание «вечных» и на осваивание новых, не менее важных, чем «вечные», тем, выдвигаемых самой жизнью.

Для самого Маяковского не существовало тем вечных и не вечных, точно так же, как для него не существовало тем значительных и незначительных, больших и малых, политических и лирических, личных и не личных.
Все, «что нужно было делать для революции, родины, народа, партии, поэт считал значительным, большим, политическим и сугубо личным делом
одновременно с которым шли матросы на штурм Зимнего дворца, поэт назы вал своим «любимым стихом».

https://www.pinterest.com/pin/602567625128058079/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128058079/


Маяковский с гордостью заявлял о том, что он «никогда не отказывался ни от какого стихотворения, ни на какую тему современности, начиная от стихотворения о кулаке и кончая: стихотворением о кошке и кошачьих шкурках Госторга и т. д.».

Борясь за утверждение активной, связанной с жизнью боевой советской поэзии, он открывал новые ее горизонты путем максимального расширения поэтической тематики. «Нужно найти тематику, — говорил Маяковский, — которая интересует весь Советский Союз»

ttps://www.pinterest.com/pin/602567625128058128/
ttps://www.pinterest.com/pin/602567625128058128/


Все то, о чем писал сам поэт, интересовало весь Советский: Союз потому, что он писал о революции, гражданской войне, Красной Армии, разрухе, о Ленине и Сталине, о замене прод разверстки продналогом, кооперации, нэпе, повышении производительности труда, индустриализации, авиации, топливе, севе, займе, о вреде самогона и обрядов, Моссельпроме, учителе- и т. д. и т. п., — т. е. обо всем, чем жила советская его отчизна.
.
Маяковский потому и смог стать «народа водителем», что боевая, кипучая буча борьбы нашей страны за коммунизм была для него самой желанной, самой «хорошей вещью» (т. VIII, 217), той почвой, соками которой питалось его послеоктябрьское творчество.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.