Найти тему
Сталинские Будни

Транссибирский Сталин

Оглавление

Пассажиров паровоза, едущего по Транссибирской магистрали, среди ночи могли поднять, чтобы они посмотрели в окно и полюбовались огромным бюстом Сталина, возвышающего на скале.

Это происходило при подъезде к станции Амазар. Чтобы пассажиры не пропустили такой момент, паровоз подавал гудок и по громкой связи уточняли, в какую сторону им требуется посмотреть и что именно они увидят.

Памятник вождю снизу подсвечивали прожекторы, поэтому его видно было даже ночью. Так принято было приветствовать памятник вождю до 1956 года. Это не миф, такой памятник действительно был. Его взорвали по приказу Никиты Хрущёва.

Ад на планете

Бамлаг был крупным лагерем в системе ГУЛАГА, которая простилась по всей России. Там трудились и вольнонаёмные работники, но на строительстве железной дороги использовались заключённых.

Зэков заставляли вкалывать по 18 часов в сутки. Они иногда даже ночью разгружали вагоны. Бригадиры, которых ставили из уголовных, действовали жёстко.

-2

Они колотили упавших заключённых, а тех, у кого не было сил подняться, записывали в «отказники». То есть, что они сами не хотят работать и их отправляли в ШИЗО, где их пайку значительно уменьшали. Но и остальных кормили плохо.

Бывшие заключённые Бамлага вспоминают, что от непосильного труда заключённые валились с ног в первый месяц. А через два месяца заключённые просто тупели. Люди были готовы за пайку хлеба совершить любой поступок. Они искали разные способы для облегчения своего невыносимого положения, стремились получить работу полегче.

Легенды лагеря

Если верить преданию, то трое зеков в 1935 году решились попытать свою судьбу. Истощённые голодом, побоями и каторжной работой, они написали письмо вождю.

Заключённые обещали Сталину поставить ему огромный памятник из железа и бетона на вершине скалы. Это была рискованная попытка остаться в живых, и она помогла им. Письмо чудным образом попало к вождю народов.

Видимо, у Сталина тогда было хорошее настроение. Покуривая трубку, он усмехнулся и разрешил поставить себе памятник на скале. Трёх зеков-скульпторов привезли на указанную ими скалу. Там уже для них взрывом расчистили ровную площадку.

Заключённые работали на совесть, и через год бюст Сталина возвышался на скале. Правда, один из архитекторов сорвался со скалы и разбился. Двоих отпустили на свободу, ведь Сталину понравилась их творение.

Но существует и другое предположение. Заключённых-скульпторов было двое: отец и сын. Сын погиб, сорвавшись с лесов, а отца помиловали. Но есть и третье предположение, что памятник строили вольные архитекторы, что больше похожа на правду. Только заключённым хотелось верить, что некоторые из них смогли обмануть лагерное начальство и изменить свою судьбу.

-3

Только факты

Очевидцы памятника свидетельствуют, что он был высочен в скале высотой почти на 200 м. На самом деле намного меньше. Люди в старости увеличивают размеры увиденного раньше.

Памятник поставлен в месте поворота железной дороги на 6999 км. Скульптору не высекали сразу в камне. Скульпторы изготовляли барельеф из кирпичей, бетона, каменя и железа. Он высотой до 3 м и побелен извёсткой, поэтому в лунную ночь его можно было видеть.

Подсвечивать бюст прожекторами стали в 1949 году.

Культовый бюст

У памятника принимали в пионеры и комсомольцы детей с ближайших селений. Здесь они клялись в верности России и Сталину, которому памятник понравился.

Он возносился над железной дорогой, вызывая восхищение у пассажиров поездов, проходивших мимо. Поэтому приказали бригадирам приветствовать каменного Сталина паровозным гудком и будить спящих пассажиров.

-4

В тот день, когда скончался Сталин, у памятника были остановлены два паровоза для проведения траурного митинга. Недолго к подножию скалы приносили венки. Потом началась ниспровержение Сталина, которое начал Никита Хрущёв.

Он послал комиссию на обследование бюста Сталина. Члены комиссии знали, каких результатов ждёт от них лидер страны. Они обнаружили множество вертикальных и горизонтальных трещин в каменном массиве, который при падении может быть опасен при движение поезда.

Требуется или укрепить каменный бюст или сносить его. Хрущёв приказал взорвать скалу. Во время взрыва бюста камни засыпали Транссиб. Пока расчищали пути, поезда не ходили два дня.

Сейчас трудно найти то место, где раньше стоял железный памятник вождю. Во время строительства Иркутской ГЭС железную дорогу затопили. Поэтому километраж Транссиба изменился. Но любители истории установили, что бюст вождя находился на 6999 км.

-5