Некоторые женщины, в частности Виге-Лебран, Лабиль-Гюард и Мари Бенуаст, которые нашли королевских и дворянских покровителей для покупки своих больших холстов, были не так зависимы от среднего класса, но даже они нашли готовый рынок в богатой буржуазии.
Большинство других женщин-художниц во Франции (и других странах Европы) находили покупателей почти исключительно в верхней буржуазии и крестьянских дворянах.
Эта взаимосвязь между экономической деятельностью и культурным творчеством отчетливо проявилась во всей Европе в эпоху Просвещения, что объясняет стремительный рост числа женщин-профессионалов в так называемый Золотой век женского мастерства.
В таких странах, как Нидерланды и городские штаты Италии эпохи Возрождения, этот новый класс буржуазных покровителей появился раньше, что частично объясняет более раннее появление в этих штатах женщин-профессионалов.
Лишь в XVIII веке, после пятикратного расширения торговли во Франции, началась подготовка к "культурному взрыву" с использованием выражения профессора Ж. Х. Пламба. И поскольку коммерческое богатство в течение восемнадцатого века возрастало почти геометрически из поколения в поколение, число женщин-художниц соответственно возрастало.
По мнению Элинор Барбер, одного из ведущих авторитетов буржуазии во Франции 18 века, новый класс состоятельных финансистов и купцов стал "новым покровителем искусства и письма".
В результате во второй половине этого столетия французских художниц было больше, чем во всех предыдущих столетиях французской истории
Эти три условия - изобилие мужчин-преподавателей, относительно открытое общество и растущий средний класс - объясняют феноменальный рост числа женщин-художниц во Франции в эпоху Просвещения.
Контраст между этим периодом и предыдущими столетиями поражает.
Если бы на гистограмме было показано число известных женщин-художниц за каждое столетие, то эта кривая медленно росла бы за века до семнадцатого, быстрее - в семнадцатом, а затем резко возросла бы в восемнадцатом.
В шестнадцатом веке во Франции насчитывалось только три женщины-художницы, в семнадцатом - около тридцати, а в восемнадцатом - более двухсот.
В одной только Академии Сент-Люка в этом столетии было зарегистрировано 130 женщин-художниц.
Признается, что число женщин-художниц, работавших до XVIII века, может быть больше, чем эти цифры, поскольку в предыдущие периоды сохранилось меньше записей и больше анонимности, но даже если учесть эти соображения, то цифры говорят о значительном росте числа женщин-художниц.
К концу века француженки могли похвастаться тем, что в 1800 году в Салоне из 180 экспонентов двадцать пять были женщины.
Идентификация женщин-художниц в XVIII веке не представляет особой сложности.
Изучив реестры академий искусств в важнейших городах, можно составить список названий нескольких сотен.
Более сложная задача - отделить профессионалов от любителей и успешных от дилетантов. Приведенный ниже список составлен на основе исследований в Библиотеке искусств и археологии в Париже, посещений большинства важных художественных музеев Франции, а также изучения литературы и художественных выставок XVIII века.
Во второй и третьей группах женщины представлены в алфавитном порядке, но в первой группе они перечислены в том порядке, в котором они обычно ранжируются современниками.
Шестой человек в этой категории, Коллот-Фальконе, находится в списке последним, потому что она единственный скульптор.
Ни один из двух критиков не согласится со списком художников, как мужчин, так и женщин, но с целью изучения социальных, экономических и эстетических аспектов женского искусства в XVIII веке, 23 женщины, проанализированные в данном исследовании, должны быть достаточными.
Даже если один из них заменит имена пяти или шести художников другими, ни одно из обобщений, представленных в настоящем исследовании, не изменится существенным образом.
Продолжение читайте, пожалуйста, на канале История искусств.
Спасибо за ваш интерес, лайки и подписки.