7 ноября 1715 года в Санкт-Петербурге начало работать первое в России военно-морское лечебное учреждение – Адмиралтейский гошпиталь, ныне Первый Военно-Морской клинический госпиталь, филиал 442-й окружного военного клинического госпиталя Министерства обороны РФ имени З.П. Соловьёва. Этот старейший в Петербурге госпиталь был основан по личному указанию Петра I и долгое время являлся единственной школой по подготовке медицинских кадров для флота. Изначальное место расположения медицинского учреждения находилось на правом берегу Невы, на Выборгской стороне, в помещении казачьих казарм. Первых больных госпиталь принял в октябре, а официальное открытие состоялось 7 ноября словами напутствия Петра Великого: «Здесь всякий изнеможенный служивый найдет себе помощь и успокоение, которого ему до селе не было, дай только Бог чтобы никогда многие не имели и нужды сюда быть привозимы». В 1836 году госпиталь получил статус Адмиралтейского и для него был дополнительно куплен дом княгини Шаховской у Калинкина моста. В 1858 году при госпитале было создано первое в России общество морских врачей, а в 1925 году открылась первая в стране школа штатных санитаров. В 2015 году лечебное учреждение отпраздновало свое 300-летие. Среди врачей госпиталя за всю его историю было множество выдающихся специалистов: крупный гигиенист А.Г. Бахерахт, основатель отечественной эпидемиологии Д.С. Самойлович, основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров, доктор медицины В.П. Аннин.
Поскольку первоначальное развитие медицины в России было связано именно с военным ведомством, военная медицина в нашей стране всегда относилась к числу наиболее прогрессивных отраслей здравоохранения. Петр I отправлял молодых людей за границу, в Италию, для изучения медицины, учреждал военные госпитали и хирургические училища, повелевал разводить аптекарские сады и положил основание началу вольных аптек в России. Военные медики играли большую роль не только обеспечивая боеспособность армии и флота, но и создавали основы медицинской помощи на местах, вели исследовательскую работу и наблюдения, давшие толчок к развитию медицинской науки. Они изучали работы зарубежных коллег, внедряли в практику лучшие технологии своего времени; их инновационные открытия и уникальный опыт использовались и используются в интересах как военной, так и гражданской медицины.
Именно благодаря военной медицине появились наркоз, гипс, бинты и многие другие вещи, без которых невозможно представить современное здравоохранение. К примеру, в Кронштадтском госпитале впервые в истории медицины была проведена пункция перикарда, получена противочумная вакцина и применено хлорирование питьевой воды. А Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко, открытый в 1707 году, не только стал первым в России государственным лечебным учреждением: здесь появилась первая в России медицинская школа для подготовки лекарей, первый анатомический центр. В нём трудились Мухин, Склифосовский, Пирогов и другие известные российские врачи. Даже во время Великой Отечественной войны госпиталь продолжал активную работу.
В 1798 году с образованием по указу Павла I Петербургской медико-хирургической академии, ныне Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, было положено начало оригинальной отечественной системе военно-врачебного образования. В академии были созданы первые в Российской империи кафедры и клиники гинекологии, психиатрии, офтальмологии, оперативной хирургии, педиатрии, отоларингологии и другие, создан «Врачебный институт», ставший прообразом адъюнктуры. Учредив в 1872 году «Особый медицинский курс для образования учёных акушерок», академия стала первым в мире инициатором становления женского медицинского образования. После Великой Отечественной войны сотрудники академии внесли огромный вклад в обобщение накопленных в военные годы материалов и данных: работы учёных нашли своё отражение в тридцатипятитомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 – 1945».
Военные врачи не только двигали вперед медицинскую науку, но и стояли плечом к плечу с войсками на поле боя. В период Великой Отечественной войны ярко проявилась доблесть военных медиков. Они выносили раненых солдат, доставляли в медицинские пункты, предотвращали эпидемии, оказывали первую помощь и эвакуировали пострадавших в медико-санитарные батальоны и госпитали. Более 200 тысяч врачей, 500 тысяч фельдшеров, медсестер, санитаров и санитарных инструкторов находились в составе флота и армии. В середине 1944 года военные врачи стали испытывать пенициллин для лечения ран, увеличилось число применений консервированной крови и кровезаменителей, что позволило сохранить жизни для 72% раненых солдат. Маршал Советского Союза Иван Баграмян отмечал, что образ военного медика навсегда останется для него олицетворением гуманизма и мужества. Благодаря самоотверженности военных медиков в строй вернулось 90% больных и 70% раненных. Более 116 тысяч врачей получили ордена и медали, 47 награждены званием Героя Советского Союза.
В Афганистане и на Северном Кавказе благодаря военно-медицинской службе в строй вернулись 96% раненых военнослужащих. И в наше время военврачи продолжают заложенные веками традиции и неизменно демонстрируют высокое мастерство, самоотверженность, готовность всегда прийти на помощь. Каждый год, 28 августа, военные медицинские специалисты, отвечающие за здоровье солдат и офицеров российской армии, отмечают свой профессиональный праздник. История его уходит корнями в эпоху императора Александра I, который в 1805 году создал Медицинскую экспедицию Военной коллегии. И теперь те, чья служба – спасать и лечить – гордо несут звание военного врача российских Вооруженных Сил.
Сегодня в военно-медицинских подразделениях российской армии, частях и организациях трудится более 100 тыс. медицинских специалистов, в том числе около 23 тыс. врачей. Благодаря их усилиям доля здоровых и практически здоровых военнослужащих возросла до 92,3%. В арсенале военной медицины высоквалифицированные сотрудники и самая современная медицинская диагностика. Врачи в погонах спасали и спасают раненых на передовой и в госпиталях, лечат военнослужащих и их семьи, вносят огромный вклад в развитие медицины как науки, и делают это все не ради денег, а потому, что есть такие понятия, как офицерская честь и призвание помогать людям.