Дело было так: собрались судья, монах, лазутчик, маг и…
Нет.
Все началось с Восьмой тетушки, безвестной жены красильщика Мао, которая вмиг вырезала доблестную охрану принца Чжоу…
Тоже нет.
Однажды в Поднебесной под носом у владыки ада Янь-вана…
Страшно? Нет? И правильно. Не о том речь.
А о чем?
О монастыре Шаолинь и его лабиринте манекенов?
Почти.
О любви, человеческой морали и законе Кармы?
А, может, о Пути?
Здесь должен прозвучать хлопок одной ладони, но я пока так не умею.
______________
Мой путь к этой книге был долгий, но в этом вся суть. Чуть раньше – и у меня бы не нашлось вопросов. Чуть позже – и в моих вопросах не было бы никакого смысла. А сейчас получился диалог – как с добрым другом, лицо которого, правда, никак не запомнить. «Мессия» – это подарок, и я с удовольствием перечитала дареному коню все зубы, даже те, в которые обычно не смотрят, ибо когда еще получу лично в руки книгу с автографом от самих Г. Л. Олди!
Начну странно, вернее, продолжу в том же духе. Первым делом после прочтения «Мессии» посмотрела год издания – 1995 – и не удивилась. За очертаниями Поднебесной (прорисованной со всем тщанием, кто бы сомневался!), за приключениями судьи Бао в аду, за тайной рук с татуировками тигра и дракона, за бытом Шаолиньского монастыря, за судьбой лазутчика жизни, который всегда возвращается, за тонкой улыбкой Владыки Восточного Пика, отражаясь в бритых головах монахов – проступала совсем другая история и совсем другая Поднебесная. Нет, не фэнтезийная, а вполне реальная. Кто помнит 90-е, поймут. В то время, получив непрошеную свободу, люди бросились на поиски – не только денег, но истины тоже. Восточные единоборства, йога, практики Ошо, тантра обеих рук, Кастанеда с пейотом и портрет Дона Хуана в каждой второй голове, Блаватская, Шри Ауробиндо… – мы рвались к просветлению лихо, с задором, мы хотели «дотянуться до звезд, не считая, что это сон», не очень понимая, зачем нам это надо, и главное – сколько и чем за это придется платить. А ведь пришлось. Вот и герои «Мессии» постоянно напоминают: за все надо платить! И теперь соглашаюсь: да, надо. Книга удивительным образом подвела черту и рассказала о поиске целого поколения – еще до того, как поиск вошел в полную силу. Знаете, есть в этом какая-то магия.
Из моих пространных размышлений может показаться, что книга сложная. Но это не так. Ее можно читать как детектив – судья Бао пытается раскрыть и в конце концов раскрывает тайну абсурдных убийств. Или как сказку – здесь полным полно волшебных существ – на лицо ужасных, но добрых внутри. Если не считать, конечно, беглую Святую Сестрицу – там все наоборот. Или как историю дружбы людей из разных миров, веков, сословий и даже разной морали. А можно просто наслаждаться богатым образным рядом, метафоричностью языка, добрым юмором и красочными видами Поднебесной. Каждый выберет что-то свое.
Но если присмотреться, если заглянуть вглубь – за яркие декорации, вы обязательно увидите лабиринт. В книге он называется лабиринт манекенов – одна из легенд Шаолиньского монастыря. Но ведь он так похож на жизнь. Можно пройти все его испытания и со знаками отличия выйти – в новую жизнь (смерть?). Можно пройти испытания и снова вернуться в лабиринт (жизнь?), чтобы засесть на века в медитацию. Можно не пройти испытания и остаться в смерти (жизни?) на очень долгое время... Размышляя о лабиринте понимаешь – жизнь и смерть не имеют никакого значения. Одно неминуемо перетекает в другое. Мир – иллюзия, как иллюзорна созданная авторами Поднебесная, где две татуированные руки оказываются сильнее владыки ада. Но если все вокруг нас иллюзия, то что же настоящее? Человеческая мораль, какой бы несовершенной она ни была, говорят поступки героев. Судья Бао отказывается предавать и выживает после пыток. Змееныш Цай спасает монаха Баня, и его смерть тоже отступает. Маленький Архат помогает друзьям и находит себе место в новом мире. Это отнюдь не легкие победы, мы же помним – за все приходится платить. Нет волшебного просветления, избавляющего от страданий. Герои постоянно делают выбор между законом системы и человеческим сопереживанием и, вопреки системе, выбирают второе. Лишь в безумце Фэне с одинаковой силой схлестываются безличный высший Закон и человеческие чувства. И за эту возможность он тоже платит – приносит себя в жертву. Круг замыкается – мессия очищает диск. Исчезает иероглиф «грязное» – грехи, за ним исчезает иероглиф «чистое» – жизнь. Искупление и новый виток. Может, это и есть Путь? Кто сказал, что он должен быть другим?
Как я уже говорила, есть в этом романе какая-то магия. Не магия ритуалов, нет. Все дело в вопросах, которые начинаешь задавать себе, которые втягивают в личный лабиринт манекенов. Так чистое или грязное? Дойдем до конца, увидим!
Роман «Мессия очищает диск» – одна из самых интересных книг, которая попала мне в руки последнее время. Многоуровневая и многоплановая, она прочитает и поймет вас, может, даже лучше, чем вы ее.
Спасибо авторам за подарок!
«Мессия очищает диск» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/messiya-ochishchaet-disk
«Мессия очищает диск» на «Author.Today»: https://author.today/work/24432
«Мессия очищает диск» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/messiya-ochischaet-disk/