На протяжении более 150 лет российские "толстые" журналы играют очень важную роль в литературной жизни нации.
Теперь эти журналы должны научиться выживать в условиях рыночной экономики.
Сегодня существует два вида журналов:
- серьезные и тяжелые,
- коммерческие, которые обозначают разные виды литературы.
Разрыв между "высокой культурой" и "популярной" или "коммерческой культурой", который, как правило, широко распространен в капиталистической экономике и не был таким широким в Советском Союзе из-за высокого уровня грамотности, теперь ощущается и в России.
Другим интересным явлением является то, что интересную литературу публикуют не только журналы мегаполисов, но и губерний, таких как журналы "Волга" и "Урал".
Союз писателей распался в 1992 году, когда был разделен на либеральный Союз писателей России и Союз писателей-националистов Российской Федерации. После этой осени Ленинская премия потеряла свою ценность, и появилось множество новых наград:
- Премия "Русский Букер" учреждена Майклом Кейном в 1992 году.
- Позже анонимный британец учредил премию "Маленький букмекер".
- В 1993 году была учреждена премия Петербукера. Позже она была переименована в "Северную пальму" (Северная Пальмира).
- Антивобукерская премия была учреждена Независимой газетой в 1995 году, и первым лауреатом стал Алексей Варламов за рождение повести "Рождение".
- Пушкинская премия присуждается в Германии не за какую-либо конкретную работу, а за работу в целом и предлагает больше денег (25 000 долл. США), чем Букерская премия (15 000 долл. США). Лауреатами этой премии стали Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина и Дмитрий Пригов. Аналогичным образом, Букер, учрежденный в России, может быть передан русскому гражданину, проживающему за рубежом. В 1995 году Георгий Вадимов, например, стал лауреатом премии "Букер за генерала и его армию".
Критические голоса
Как представляется, в критической литературе сейчас набирает силу стремление объективно оценить советский период.
Медовый месяц с понятиями "свобода" и "демократия" постепенно остывает, теперь, когда стало ясно, что они вписаны в рыночную экономику, глобализацию и другие экономические процессы, отнявшие у социалистической системы многие из ее программ социального обеспечения.
Писатель, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков говорит, что:
вероятно, пришло время соблюдать временный мораторий на последствия тоталитаризма. Поверьте, я не идеализирую советское время, но я против "гулягизации" этой сложной, кровавой, героической эпохи, и таким образом прививаю народу комплекс неполноценности".
Ему интересно, почему он вошёл:
...многочисленные обращения российского государства к народу... за последние несколько лет о культуре страны ничего не говорится. Ни слова! Есть упоминание о борьбе с бедностью, но есть упоминание о борьбе со спириальным обнищанием - ничего....". Напомню: при советской власти в ... Партия сообщает, что всегда была правда, ближе к концу раздела ... на культурном фронте, который означал о духовной жизни общества, естественно, в формах, соответствующих тем временам...". В результате создается впечатление, что в современной России культура отделена от государства.
Он также поднимает вопрос о том, почему одни толстые журналы получают средства от Сороса и других агентств, а другие - нет. Он отвечает:
"Да, у нас сейчас нет партийной суеты в культуре, но процветает грантократия".
Еще один известный критик Павел Бассейнский задается вопросом о публикации "Метрополь". Это была публикация 1979 года, вызвавшая столько же политических дебатов, сколько и суд над Даниэлем Синявским в 1960-х годах, и Аксеонов, участвовавший в ее издании, был вынужден эмигрировать. Писатели, связанные с ним, такие как Фазиль Искандер, Воинович и другие, также либо не были опубликованы, либо покинули Россию.
Глядя на публикацию сейчас, Бассейнский говорит:
"Было бы лучше, если бы такого текста не было....". Метрополь" представляет интерес только как миф или исторический справочник".
Реалистические традиции русской литературы также вызвали здоровый скептицизм в отношении стилей, претендующих на разрыв с реализмом или с прошлым.
Темы маленького мужчины и женщины (Маленький человек), подпольщика (Подпольный человек) и лишнего (Лишний человек), нашедшие выражение в произведениях таких писателей, как Гоголь, Достоевский, Гончаров и Чехов среди прочих в XIX веке продолжали оставаться важными темами не только в советский период, но и в постсоветской действительности в произведениях таких писателей, как Маканин, Петрушевская, Варламов, Айтматов и других.
Можно надеяться, что Россия продолжит предоставлять альтернативные модели в области культуры, как она это делала в XIX и XX веках, особенно сегодня, против гомогенизирующего воздействия глобализации.