Из дневника Владимира Суханова:
«Вот сейчас сижу на солнышке на дворе, так приятно, ведь приближается ранняя волнующая весна... И в это время придется киснуть где-то в сырых и мокрых окопах, слушать беспрестанную стрельбу, грохот снарядов, а может быть... сложить голову в чужом краю, вдали от дома и семьи...»
Свой дневник лейтенант Владимир Суханов начал вести в Краснодаре в 1943 году. Красная Армия освобождала Кубань. Молодой офицер, прошедший Сталинград и плен, командовал тогда пулеметной ротой. Солдат не хватало — пополнение набирали из добровольцев.
Первые месяцы 43-го за Кубань шли ожесточенные бои — фашистов теснили на запад. Война катилась через города и станицы, некоторые из них были разрушены до основания.
Из дневника Владимира Суханова:
«Сволочи немцы, что они только ни делают. Мы освободили хутор Греческий, и там половина женщин если не больше больны венерическими болезнями, немцы и румыны перед отступлением устроили массовые изнасилования женщин и девчат. Проклятые варвары! Они показали подлинное лицо, начав отступать!..»
Немецкие войска отходили экономя силы для контрнаступления. Широкий фронт постепенно сужался. Гитлеровцы готовились к длительной обороне на Таманском полуострове — выстроили там грамотную линию защиты. Позже ее назвали «Голубой Линей».
Укрепления немцев протянулись от Черного моря до Азовских плавней. С правого и левого флангов проходу мешали естественные преграды — горы, реки и лиманы. Прорывать оборону фашистской «Голубой Линии» командование Красной Армии решило в центральной части — в районе станицы Крымской.
Из дневника Владимира Суханова:
«У меня осталось из 23-х человек шестеро, а в других ротах остались только комроты. Немец ведет убийственный огонь, невозможно поднять головы. Чудом остался жив за эти дни, начиная с 1 апреля 43-го года шесть раз ходили в наступление, и все безрезультатно, кроме 2-3 сотен метров отбитой у немца территории, но и этот успех достался ценой 2-х батальонов...»
Весенние атаки на укрепления немцев провалились. Тяжелые бои шли за каждый метр земли — стратегически важные высоты в районе Крымской несколько раз переходили от одной стороны к другой. После войны один из таких холмов назвали «сопкой Героев».
Из дневника Владимира Суханова:
«Немец укрепился в предгорье... Его всего-то на Кубани и осталось почти ничего, а сопротивляется бешено. Мы освободили несколько станиц и хуторов, в том числе станицу Крымскую, и жутко было заходить: зловещая могильная тишина, ни единого жителя, ни единой живой души, точно прошла здесь какая-то смертоносная эпидемия. ...в некоторых домах видно хозяйничание немцев — разбитые окна, мебель, зеркала, все разрушено, разбито, брошено...»
После неудачных весенних атак, советские войска продолжали штурм укреплений и летом. Ценой огромных потерь продвигались на считанные километры, но окончательно прорвать линию обороны не удавалось.
Передохнуть не получалось и в паузах между боями — над окопами беспрерывно шли воздушные бои, днем и ночью налетали вражеские бомбардировщики.
В редкие минуты тишины удавалось написать несколько строк родным, привести себя в порядок или заняться любимым в мирное время делом.
Из дневника Владимира Суханова:
«Единственное развлечение, это беру карабин, патроны и гранаты и иду на охоту на уток и зайцев, их здесь так много. Уток хорошо бить на лету из автомата, рыбы мало, сколько я перебросал гранат, а ухи не ел...»
Лето 43-го подходило к концу. Немецкие войска постепенно отводили силы через Керченский пролив в Крым, но их укрепления на Кубани все еще оставались неприступными.
Из дневника Владимира Суханова:
«Только теперь я понял весь ужас, жуткий смысл войны... Война... — это горы трупов, развороченных, перебитых,.. лежащих в... крови, среди грохота взрывов, визга осколков, воплей и стонов умирающих... Я видел один труп бойца, который лежал под деревом, без ноги, голова лежала в пятнадцати метрах от него...»
Осенью советские войска продолжили наступление — медленно отодвигали фашистов к Керченскому проливу. Стремительного падения линии обороны, бегства немецкой армии не было — каждый километр земли приходилось брать с боем.
9 октября Красная Армия окончательно выдавила фашистов с Таманского полуострова. Бои шли за Крым. Командир пулеметной роты Владимир Суханов написал тогда последние строки в своем дневнике:
«Спать не хочется. Прибегал связной от штрафной роты и просил помочь пульогнем в случае, если немцы пойдут в атаку. Они что-то сегодня определенно затеяли. Надо ушки держать на макушке. Автомат, наган и гранаты держу наготове...»