Найти тему

Не худший пример для подражания. Интервью с Каем Хансеном (Kai Hansen – Gamma Ray) для журнала “PLAY” – сентябрь 2005 года.

Гамбургский квартет Gamma Ray был и остается уникальным аутрайдером богатой на таланты немецкой хэви-сцены: пока многие группы не самым необходимым образом экспериментируют со стилями, попутно непрерывно переходя с лейбла на лейбл, бывший лидер Helloween, певец и гитарист Кай Хансен (Kai Hansen) спокойно пожинает плоды верности мелодическому спид-металу, ошибочно принимаемому ныне за пауэр-метал, и фирме Sanctuary в неизменном с конца 1996 года составе. Накануне выхода 26 сентября восьмого студийного CD Gamma Ray "Majestic" Кай нашел время, чтобы поделиться с нашим автором соображениями о серьезных текстах песен, необходимости концертной работы, возможном скором появлении Gamma Ray в России и, самое главное, – о новом альбоме.

PLAY: Многие считают, что после выпуска концертного альбома серьезная рок-группа начинает новый этап своего существования. Считаешь ли ты, что выпуск "Majestic" – начало нового периода в истории Gamma Ray?

Кай Хансен: На сегодняшний момент об этом очень трудно и даже преждевременно говорить – ведь альбом пока еще даже не издан. Однако мы работали над "Majestic" с большим душевным подъемом – впрочем, для группы, существующей почти девять лет в неизменном составе, это очевидно – и нам самим кажется, что альбом у нас получился замечательный. Я очень хочу верить, что поклонники воспримут "Majestic" как вестника нового этапа в истории Gamma Ray, а если будет так – что ж, и мы в это поверим.

PLAY: Почему работа над "Majestic" продолжалась так долго?

КХ: Мы были очень заняты все четыре года, которые минули с момента записи альбома "No World Order!" – во-первых, за это время мы провели мировое турне, а затем – совершенно отдельный тур по Южной Америке, записали и выпустили концертный альбом и съездили в несколько коротких промо-туров, которые, как ты понимаешь, также отнимают немало времени. Лично я к тому же был задействован в продюсировании нашего концертника, а также двух альбомов группы Stormwarrior. Плюс ко всему наш барабанщик Дэн Циммерман был занят работой в своей группе Freedom Call – они за это время успели выпустить два студийных альбома и концертник, а гитарист Хеньо Рихтер вместе с Дэном продолжал выступать в составе их старой кавер-группы Uriah Heep – Easy Livin' Band. Мы начали писать новый материал и отрабатывать его на репетициях почти четыре года назад, но все эти обстоятельства очень затянули работу над альбомом. А когда в декабре прошлого года мы начали записывать "Majestic", то вскоре обнаружили, что помещение нашей старой студии и прилегающие строения проданы под строительство какого-то очередного торгового центра! Пришлось переносить студию в новое место, и теперь я могу сказать прямо – в эдаких условиях мы ухитрились достаточно быстро записать альбом, а то на сам процесс записи могло уйти года два…

PLAY: Означает ли помещение на обложку нового альбома Gamma Ray карты мира тот факт, что твоя группа продолжает интересоваться современной политикой и это так или иначе отражается в текстах песен?

КХ: Да, мы по-прежнему пристально следим за тем, что происходит в мире – и, честно говоря, все происходящее нас не сильно радует. Именно поэтому я все время настаиваю на том, что Gamma Ray должна оставаться уникальной в текстовом смысле группой – мы писали и будем писать тексты о том, что происходит вокруг нас в масштабах земного шара. Я считаю, что подобные тексты – еще одна специфическая черта Gamma Ray, резко отличающая нас от других хэви-групп.

PLAY: Так считаешь ли ты, что заботящейся о своей карьере хэви-группе в наше время для достижения успеха необходимо писать действительно глубокие и серьезные тексты песен?

КХ: На самом деле – нет, это дело каждой отдельной группы, какие тексты ей писать, ведь главное, за что группа становится любимой слушателями, – ее музыкальный материал. Но для нас это действительно важно – впрочем, я тебе об этом только что говорил.

PLAY: Возвращаясь к концертным альбомам: масса критиков благожелательно сравнила ваш двойник "Skeletons In The Closet" (2003) с такими образцами концертного рок-творчества, как "Made In Japan" Deep Purple (1972) и "Strangers In The Night" UFO (1979). Почему же концертник Gamma Ray оказался столь замечательной работой?

КХ: Для нас "Skeletons In The Closet" стал просто очень важной работой – он позволил нам самим убедиться, насколько же замечательно звучит в концертных условиях наш состав и, во-вторых, мы дали полное представление поклонникам Gamma Ray, никогда не бывшим на наших концертах, что это такое – живое выступление группы. Словом, мы выпустили наш концерт из зала в окружающий мир. Качеству нашей единственной концертной работы в последнем составе очень поспособствовало то, что к осени 2002-го мы стали совершенно фантастическим в плане сыгранности составом, и к тому же мы записывали "Skeletons…" за пределами Германии, где публика всегда относится к нам очень требовательно. И, с моей точки зрения, у нас получился действительно отличный альбом. Не скрою, мне было очень приятно читать рецензии, где "Skeletons…" сравнивали с "Made In Japan", "Strangers In The Night" или "On Stage" Rainbow – моими, между прочим, любимыми концертниками.

PLAY: Много говорится о том, что Gamma Ray сочиняет и исполняет материал, который является изощренными пародиями на творчество иных известных групп и даже мэйнстримовых поп- и рок-исполнителей. Обоснована ли подобная точка зрения?

КХ: Я думаю, нет. Но поскольку мы являемся опытными музыкантами с давно сложившимися вкусами, нет ничего удивительно, что каждый из нас нет-нет да и вставит в ту или иную песню почти точную цитату из творчества своего кумира. Но никто не будет спорить, что собственный стиль и звук Gamma Ray узнаваем моментально. И если наши отдельные песни сравнивают с творениями Judas Priest, Manowar, Queensrÿche или даже Элтона Джона (Elton John) и ABBA, мы можем воспринимать такие сравнения лишь как комплименты в наш адрес. Значит, мы ничем не хуже тех групп и исполнителей, творчество которых мы очень любим!

PLAY: Поскольку Gamma Ray записала несколько весьма интересных кавер-версий рок-классики на своих студийных CD, не возникало ли у тебя желания записать целый альбом подобных кавер-версий?

КХ: Да, кавер-версии у нас получаются очень хорошо – критики постоянно твердят об этом, но подобный альбом мы не планируем. Конечно, для нас не составило бы труда набрать кавер-версий на целый CD, как это сделала группа Helloween, но нам гораздо интересней играть собственные песни! Однако могу сказать, что в ходе осеннего турне мы будем исполнять новые кавер-версии, в том числе кое-что из старинных песен американцев Virgin Steele.

-2

PLAY: Легко ли работать в составе группы, музыканты которой зачастую бывают загружены своими собственными проектами?

КХ: Легко, но только не именно в тот момент, когда твои коллеги заняты работой над собственным материалом!

PLAY: А почему, по-твоему, немецкие хэви-группы отличает столь завидное качество как в смысле написания материала, так и в смысле его исполнения?

КХ: Думаю, это происходит потому, что у немецкой хард-н-хэви сцены очень долгая и успешная история. Даже я, музыкант старшего поколения, могу сказать, что когда мы только начинали полупрофессиональную деятельность, Scorpions и Accept были для нас просто богами, на чей уровень мы и ориентировались. А теперь многие молодые музыканты делают себе кумиров из старого Helloween и Running Wild, да и из Gamma Ray тоже – что ж, это не худшие примеры для подражания. Пока молодые музыканты будут писать песни и исполнять их, помня о том, что им необходимо стремиться к высокому профессиональному уровню, немецкая хэви-сцена будет оставаться очень сильной.

PLAY: На современной рок-сцене, в том числе и немецкой, в наши дни полно полупрофессиональных групп, музыканты которых занимаются творчеством в свободное от работы время. Но где же, по-твоему, проходит черта, отделяющая рокера-профессионала от любителя?

КХ: Это, безусловно, большой концертный опыт. Есть масса почти самодеятельных групп, записывающих очень неплохие альбомы, но мало выступающих – и поэтому на сцене они звучат несколько неестественно, им сильно не хватает концертной энергетики. А настоящая профессиональная группа сметает своим концертным звуком все – но для этого необходимо играть и репетировать крайне регулярно и, само собой, пусть изредка, но ездить в турне, где ты играешь концерты в любых условиях.

PLAY: В чем отличие современного состава Gamma Ray от предыдущих составов группы?

КХ: За восемь с лишним лет мы настолько сработались друг с другом, что стали практически одной семьей, и у нас совершенно не возникает проблем друг с другом ни в плане каких-то мелких придирок, ни в плане совместной работы. Нас не обижает, если кто-то работает в качестве продюсера или музыканта за пределами Gamma Ray. В старых составах группы, к сожалению, взаимные обиды не были редкостью…

PLAY: Почти все известные немецкие хэви-группы уже выступали в Москве, а некоторые – и не по одному разу. Почему же Gamma Ray так до сих пор и не доехали до России?

КХ: На самом деле в 1992 по 2002 год нас приглашали в Москву четыре раза – и всегда что-то обламывалось в самый последний момент. В 1992-м, когда мы должны были играть на фестивале на площади перед Белым Домом, у нас уже и визы были в паспортах проставлены, но организаторы прекратили всякие контакты с нашим менеджментом менее чем за неделю до фестиваля, и мы никуда не поехали. Еще как-то нам сказали, что нас не пустят в Москву из-за недавних бесчинств футбольных фанатов… Но сейчас, я уверен, все позади – в настоящий момент мы ведем переговоры с серьезными промоутерами и надеемся наконец-то выступить в Москве в декабре.

ТЯГА К ДОБРЫМ ПЕСНЯМ

Не подлежащие сомнению композиторские и исполнительские таланты Кая Хансена имеют под собой крепкую рок-основу – любимыми группами юного Кая были The Sweet и Uriah Heep. Именно поэтому Gamma Ray всегда исполняла кавер-версии материала, труднопредставимого в репертуаре иных хэви-групп, причем исполняла их, сочетая академизм и близость к оригиналу со своей собственной неповторимой подачей. По большому счету, список кавер-версий Gamma Ray по-хорошему достоин удивления.

-3

"Look At Yourself" (в оригинале исполнена группой Uriah Heep в 1971 году). Весьма прямолинейная кавер-версия включена в дебютный альбом Gamma Ray "Heading For Tomorrow" (1990).

"Gamma Ray" (Birth Control, 1972). Классическая пьеса одних из основоположников немецкого национального краут-рока превращена в натуральный гимн группы на CD "Insanity And Genius" (1993) и, в урезанном виде, на сингле "Future Madhouse" (1993).

"Return To Fantasy" (Uriah Heep, 1975). Замечательная в своей прямолинейности и энергичности пьеса планировалась в качестве бонус-трека японского издания CD "Somewhere Out In Space" (1997), но затем, вследствии ошибки работников фирмы, перепутавших (похоже, намеренно) мастер-CDR при отправке на заводы, попала и на общемировой тираж альбома.

"Long Live Rock'n'Roll" (Rainbow, 1978). Не слишком удачный и какой-то суетливый бонус-трек японского издания CD "Powerplant" (1999) оказался также включен в трибьютный сборник "Holy Dio: A Tribute To The Voice Of Metal – Ronnie James Dio" (1999).

"Heavy Metal Mania" (Holocaust, 1980). Очень необычная неоклассическая версия главного хита полузабытых бойцов "новой волны британского хэви-метала" изначально записана на японском макси-сингле "Rebellion In Dreamland" (1995), а впоследствии по многочисленных просьбам фэнов включена бонус-треком в делюкс-переиздание альбома "Land Of The Free" (1995). Концертная версия представлена на альбома "Live '95" (1996).

"Angel Of Death" (Thin Lizzy, 1982). Очень толковая почти спид-металлическая аранжировка и без того неласкового номера стала бонус-треком японского издания CD "No World Order!" (2002).

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •