Интервью с Дмитрием Четверговым для журнала “PLAY” – август 2005 года.
Второй сольный альбом незаурядного гитариста Дмитрия Четвергова "С цветка на цветок" стал натуральной сенсацией отечественного рок-рынка: никогда еще отечественный инструменталист не записывал в местных условиях столь состоятельной работы, могущей легко тягаться с лучшими заокеанскими образцами электрогитарного музицирования. А презентация этого CD, проведенная также на американский манер, стала заметным событием отечественной сцены последних месяцев. Но Дмитрий – не только первоклассный инструменталист и музыкант с богатейшей творческой биографией – его гитару можно услышать в нескольких сотнях композиций, от записей культовой хард-роковой супергруппы "Кураж" (1989) до хитов поп-принцессы Алсу: он не прочь подвести под творчество себя и своих коллег серьезный теоретический базис, обращающийся в редкие, да меткие статьи в дружественных изданиях. Наконец, Дмитрий еще и редкий энтузиаст своего дела, настаивающий на объединении всех российских разумно мыслящих рок-музыкантов в единое движение; и, что очень важно для нас – интереснейший собеседник. В чем и убедился наш автор, обсудивший с Дмитрием за чашкой кофе его творческие планы, пристрастия и взгляды на положение студийного гитариста в России.
PLAY: Ты выпустил свой второй сольный CD в не самое лучшее время для инструментальной музыки в нашей стране…
Дмитрий Четвергов: На самом деле время у нас всегда неудачое для инструментальной музыки! Есть мнение, что эта музыка некоммерческая, но я считаю, что это неправильно – она вполне коммерческая, просто на несколько другом уровне по отношению, скажем, к популярной музыке. Да ведь и настоящий музыкант не может жить, не записывая новый материал. Но меня часто спрашивают, почему, мол, такой долгий интервал между моими сольными альбомами – восемь лет как-никак? Ну я и отвечаю: "А жить не на что!" Ведь мы занимаемся какими-то проектами, зарабатываем этим на жизнь, а самого главного не делаем, не делаем то, ради чего мы стали музыкантами, то, что дано нам свыше. У меня альбом получился лишь тогда, когда я покончил со всеми проектами, и целиком и полностью ушел в эту работу. Я очень рад, что "С цветка на цветок" получился именно таким альбомом, каким он задумывался.
PLAY: Ты, наверное, единственный гитарист в России, активно принимающий участие в различных проектах, в том числе и в поп-проектах, и нисколько не стесняющийся этого. Как ты объяснишь, что на западе высококлассные инструменталисты даже гордятся своей работой в области поп-музыки, а у нас жмутся по углам и совершенно не хотят об этом рассказывать?
ДЧ: Ну, во-первых, сам жанр популярной музыки у нас в стране очень дискредитирован дешевой попсой. Посему любое участие в проекте со, скажем так, подмоченной репутацией у нас расценивается как дискредитация статуса музыканта. Я же считаю так: любая работа, сделанная профессионально – вовсе не повод ее стесняться. Даже гастрольный чёс – это вполне нормальная работа. Будут предложения – пойду, сыграю, с удовольствием отчешу. На самом-то деле все заключается в том, что у нас очень опущено понятие популярной музыки. Ведь это жанр серьезный, и я это в полной мере испытал, работая много лет на сцене с разными популярными исполнителями – и я понял, что качественная популярная музыка, как и любой жанр – хоть классика, хоть рок – достаточно сложна в исполнении: нужно точно попадать в ноты, играть с хорошим звукоизвлечением, с хорошим звуком. Мало хорошо сыграть, но надо еще и выйти на сцену, хорошо при этом выглядя. Но только если это не фанера! Я работал только в тех проектах, где мог играть живьем. Чего стесняться-то? Пусть стесняются те, кто работает под фанеру! Это как раз и есть тот камень преткновения, о который все спотыкаются: любая работа в отечественной попсе расценивается, как работа под фанеру.
PLAY: Насколько, по-твоему, у нас в стране развит рынок инструментальной рок-музыки?
ДЧ: Пока, к сожалению, он почти никак не развит – но, как ни странно, весьма перспективен. Ведь работа с талантливыми кинорежиссерами позволит создавать нормальные саундтреки. Мне-то просто пока толковый и грамотный режиссер пока не попадался, чтобы в это дело можно было вложиться целиком и полностью. Но только я не имею в виду сериалы! А так позитивные подвижки в создании саундтреков есть, и мы все их видим. Что же касается сольного инструментального творчества – то здесь вообще поле непаханое. Нишу надо занимать, она свободна до сих пор – и это касается в первую очередь гитаристов. Ведь гитарист, в отличие от клавишника или барабанщика очень близок по своей подаче к певцу: он выходит на авансцену, много двигается… То есть гитарист более перспективен в плане живой работы, в плане контакта с публикой. Этим надо заниматься, и нарабатывать определенный опыт работы, определенный уровень. Я вижу, что здесь очень много молодых музыкантов появилось – и я планирую создание своего центра, куда я буду привлекать не только гитаристов, но и клавишников, и барабанщиков.
PLAY: Ты очень редкий для России гитарист, открыто называющий в числе своих кумиров Джими Хендрикса (Jimi Hendrix)…
ДЧ: Для меня Джими Хендрикс – это музыкант всех времен и… всех музыкантов, причем не только гитаристов. Я думаю, что очень многое в современной музыке возникло на основе его творений. Он очень много внес в фанк, много внес в рэп-культуру, и в альтернативный рок тоже. У меня лично все началось именно с Хендрикса – я других гитаристов и не знал, и когда я его впервые услышал, то я его толком и не понял – мне был понятнее все же Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore). Это уж потом, когда я начал снимать его песни, ту же "Little Wing", я что-то начал понимать – как он строит мелодии, как пользуется гармониями. Да и текстов я его поначалу не понимал… Ведь сколько талантов сочеталось в Джими – и певца, и композитора, и аранажировщика. Это не просто личность, это – гений. Вся экзотика от Джо Сатриани (Joe Satriani) и Стива Вая (Steve Vai) пришла уже потом, да я думаю, что и они тоже строили свое творчество от Джими.
PLAY: Ходят слухи, что ты не оставляешь надежды в том или ином виде возродить группу "Кураж".
ДЧ: Так ведь наш альбом "Ветер в гривах" оказался действительно удачной пластинкой – мы иногда собираемся с друзьями, и они говорят: "Да, Чет, ты, наверное, больше так круто не сыграешь никогда!" Хотя, наверное, с музыкантами, которые принимали участие в записи альбома, вряд ли что-то удастся сделать. Хотя, конечно, я по работе очень тесно связан с Андреем Кольчугиным, он очень помог мне в работе с новым сольным альбомом. Он кое-где спел бэки, в том числе в "Little Wing-Chet", "Сублимате" и "Freedom" и сочинил кое-какие речитативы, в том числе в "С цветка на цветок" – название этой композиции тоже было его идеей. Те мысли, которыми он делился, когда я делал альбом, все вошли туда, но, наверное, Андрей сейчас не в той форме, чтобы вживую осуществить такой проект с вокалом. В студии у нас с ним все бы получилось – ведь у меня уже есть готовый коллектив, куда могут приходить любые вокалисты, любые инструменталисты… Не буду загадывать, но возродить "Кураж" я действительно очень хочу. Это будет опять же мелодический хард-рок, быть может с примесью современной альтернативы, но в его основе все равно будет мелодика, там не будет такой текстовой загруженности, все будет построено на риффах и мелодиях. Материал есть, дай Бог нашелся бы вокалист, который смог бы все это воплотить.
PLAY: Что будет представлять собой твой следующий инструментальный альбом?
ДЧ: Последнее время я уделяю очень много времени акустической гитаре, и моя работа с певицей Миласой, выступления с ней дуэтом – а она прекрасно играет на акустической гитаре – все больше наводят меня на мысли, что следующий мой сольный альбом будет акутическим. Точнее, почти акустическим. Есть еще идея вместе с одним DJ-ем сделать альбом сугубо танцевальный, в формате радиостанции "Энергия" – эдак поближе к последним работам Джеффа Бека (Jeff Beck). Две композиции уже готовы. Пока есть наработки акустические, еть наработки в области танцевальной музыки, а что касается традиционной электрогитары, то у меня дома компьютер весь забит композициями, которые не вошли в последний альбом. Но пока я буду отрабатывать "С цветка на цветок". В будущем году я вряд ли буду выпускать что-либо, кроме, быть может, этого гитарно-танцевального альбома.
Рецензия на альбом Дмитрия Червергова "С цветка на цветок" из журнала "PLAY", 2005.
ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ
С цветка на цветок
Дмитрий Четвергов / Союз SZCD 3018-05
>>>>> (5/5) PLAY РЕКОМЕНДУЕТ
Лучшие треки: "Propeller-Chet", "С цветка на цветок", "Привет, Jimi!".
Наконец-то определен высочайший стандарт композиции и исполнения на электрогитаре для отечественной сцены.
Строго говоря, второй сольный альбом гитариста-виртуоза Дмитрия Четвергова для нашей рок-сцены – событие ровно такого же порядка, каким были классические стилеобразующие CD Джо Сатриани (Joe Satriani) или Стива Вая (Steve Vai) для мировой сцены начала 90-х. Впрочем, возможно предположить, что "С цветка на цветок" сможет открыть глаза на существование серьезной отечественной гитарной школы и ряду западных экспертов. Ведь этот CD – безупречная во всех смыслах работа, оставляющая далеко позади надуманные творения иных самородков с фирм вроде Lion Music. Уровень игры Дмитрия и его коллег вызывает оторопь, а качество записи, причем в основном на цифровой домашней студии – как минимум глубокое уважение. Причем артисту не откажешь в коммерческом чутье – его игра в аранжировочные модификации стилей никогда не оборачивается созданием пьес, неудобных для уха слушателя. Так, "Propeller-Chet" очень хорошо демонстрирует, какой инструментальный хит можно сочинить на фанковой основе, а "Эксцентрик" и "Из Мадрида в Тамбов" – примеры совершенно небанального поп-фламенко. А уж посвящения Джими Хендриксу – "Привет, Jimi!" и кавер-версия "Little Wing" – получились у Дмитрия куда как свежее и достовернее, нежели аналогичные творения Ули Йона Рота (Uli Jon Roth) или Рэнди Хансена (Randy Hansen). В целом – не просто очередной гитарный инструментальный альбом, но событие года, а то и десятилетия. К сожалению, отечественные "качественные" СМИ вновь не обратят на эту работу ни малейшего внимания, невзирая даже на факт записи Алсу части партий бэк-вокала в патетической "Freedom".
Слушать также: Steve Vai "Passion And Warfare", Joe Satriani "Surfing With The Alien"
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •