Ровно полвека назад, 7 ноября 1969-го в Великобритании состоялся релиз «Ummagumma» – четвёртого (и первого для группы на лейбле Harvest Records) альбома Pink Floyd.
В первую пластинку двойника вошли «живые» записи, сделанные на концертах 27 апреля 1969 года в бирмингемском Mothers Club и второго мая в манчестерском колледже коммерции в ходе The Man and The Journey Tour.
Второй диск был записан на студии Abbey Road; по предложению Ричарда Райта, каждый из четвёрки творил сольно, без участия остальных. (Хотя барабанщику Нику Мейсону на одном из треков помогла на флейте его жена Линди). По словам Гилмора, в своём треке он просто дурачился – но попросил Уотерса сочинить тест; тот отказался.
Обложку сделала студия Hipgnosis Сторма Торгесона, постоянный партнёр команды. Фото группы в сочетании с фото на стене создают так называемый «Эффект Дросте» (или рекурсии), хотя положение музыкантов изменено. (К слову, это последний случай, когда Pink Floyd использовали для обложки собственные фото).
Загадочное слово «Ummagumma» некоторые называют синонимом сексуальных отношений в сленге студентов Кембриджа, но сами музыканты это не подтверждали, и говорили, что никакого особого смысла в нём нет. При этом, о музыкальной составляющей альбома они впоследствии будут отзываться, мягко говоря, скептически: Уотерс развал его «катастрофой», Гилмор – просто «ужасным». Тем не менее, профессиональные критики альбом расхвалят.
«Ummagumma» доберётся до 78 места канадского чарта и впервые в карьере Pink Floyd войдёт в «сотню» US Billboard 200, достигнув семьдесят четвёртой позиции; альбом станет двадцать пятым в ФРГ; пятым – в Нидерландах и UK Albums.
Со временем пластинка получит серебряную сертификацию в Соединённом Королевстве, золотую в Италии, платиновую – в США.