Введение
Арт-терапия с использованием творческого самовыражения предоставляет людям безопасный выход для выражения мыслей и эмоций, чтобы они могли успешно восстановиться после психологического стресса.
В данной статье рассматривается эффективность арт-терапии как метода лечения травмированных детей. Это исследование показало, что арт-терапия успешно использовалась в различных областях медицины для лечения детей, переживших травматическое событие.
В этом обзоре обсуждается ряд методологических и статистических вопросов и даются предложения относительно будущих исследований.
Лечение детей арт-терапией
Арт-терапия - это метод вмешательства, традиционно заимствованный из психоаналитической теории для ее структуры и процедур. Разнообразие современных методов лечения, основанных на различных теоретических подходах, объединяет общую процедуру, в рамках которой творческое искусство используется в качестве метода поощрения самовыражения и исцеления.
Современные арт-терапевты применяют процедуру художественной терапии, соответствующую социально-психологическим характеристикам и психологическим потребностям клиентов.
В частности, в отношении травмированных детей арт-терапия часто (но не исключительно) включает развитие отношений между терапевтом и клиентом через создание искусства, часто в сочетании с рассказом историй (Coleman & FarrisDufrene, 1996; Moschini, 2005; Simonds, 1994).
В ходе терапевтических сеансов завершается работа над произведением искусства. На этой стадии роль терапевта заключается в содействии созданию искусства путем предоставления соответствующих инструментов (художественных средств массовой информации) и поощрения.
При работе с детьми карандашный рисунок, раскраска, живопись и глина являются наиболее распространенными средствами массовой информации.
В ходе занятий ребенка могут попросить рассказать историю о своем произведении искусства, а психотерапевт поможет ему в ее интерпретации. В процессе развития истории, фантазии и реальность дразнят друг друга, что приводит к самопознанию и освобождению от болезненных ощущений, а ребенку помогают справиться с реальностью травмы и сопутствующих эмоций.
Несмотря на то, что терапия существует уже много лет, до недавнего времени эффективность этой терапии не рассматривалась на практике (Reynolds, Nabors, & Quinlan, 2000).
Одной из причин отсутствия исследований эффективности является нехватка арт-терапевтов, прошедших подготовку по методам экспериментальных исследований (Тиббетс, 1995) и исторически сложившаяся нехватка клинических психологов на уровне докторантуры, подготовленных по специальности арт-терапии (Wadeson, 1995).
Другим препятствием на пути проведения исследований эффективности являются трудности, связанные с измерением переменных результатов.
Терапевты утверждают, что результаты интересующих их абстрактных психологических конструкций не всегда адекватно измеряются эмпирическими методами (например, самореализация) (Wadeson, 1995; Wolf, 1995).
Результаты исследования
В центре внимания данного исследования было использование в качестве метода лечения детской травмы арт-терапии, и характер полученной травмы был классифицирован по категориям.
Семнадцать процентов исследований включали образцы детей, которые соответствовали критериям диагностики посттравматического стрессового расстройства, четвертое издание (DSM-IV-TR; American Psychiatric Association, 2000)
Инструкции по диагностике и статистике психических расстройств. Пятьдесят процентов исследований включали выборки детей, которым не был поставлен конкретный диагноз расстройства, но которые пережили какую-либо конкретную форму травмы (например, горе). Тридцать три процента исследований включали образцы детей, переживших травму, но характер травматического опыта в отчете не уточнялся или был неясен.
Степень структуризации и формальности условий арт-терапии значительно варьировалась от исследования к исследованию. Некоторые опубликованные данные взяты из международных гуманитарных усилий в пострадавших от войны или стихийных бедствий регионах.
В этих районах общинные мероприятия осуществлялись путем создания временных центров, в которых дети могли свободно посещать их по своему желанию (Berberian, 2003; Buck, 2002; Gregorian, Azarian, DeMaria, & McDonald, 1996; Howie, Burch, Conrad & Shambaugh, 2002; Roje, 1995).
Другие исследования были посвящены изучению проспективных и структурированных аспектов эффективности, тестированию специфических программ арт-терапии (Kozlowska & Hanney, 2001; Pifalo, 2002).
Наконец, некоторые исследования включают официальные программы арт-терапии, предлагаемые детям в больницах (Chapman, Morabito, Ladakos, Schreier, & Knudson, 2001; Prager, 1995).
Заключения и выводы
В рамках данного обзора было установлено, что арт-терапия используется на международном уровне в различных ситуациях в качестве схемы лечения детей, испытывающих множество негативных социально-психологических последствий, связанных главным образом с воздействием травматического жизненного опыта. Однако в опубликованной литературе не всегда четко указан точный характер социально-психологических симптомов и диагностический статус детей, принимающих участие в терапии.
Эта проблема возникает из нескольких источников, включая диагностические противоречия в отношении детских расстройств, содержащихся в DSM-IV-TR, а также из опасений, высказанных лицами, протестующими против схем маркировки любого рода (например, Fewster, 2002; Rabian & Silverman, 2000; Stafford, Zeanah, & Scheeringa, 2003).
До разрешения диагностических проблем и связанных с ними противоречий было бы полезно, чтобы исследователи как можно точнее сообщали о характере психических и социальных трудностей детей, а также о тяжести и длительности симптомов.
Эти данные могут пролить свет на различия (например, демографические, этиологические и симптоматические) между травмированными детьми, лечение которых возможно только с помощью арт-терапии, и теми, которые требуют дополнительного вмешательства (например, другие формы поведенческого вмешательства и те, которые требуют его осуществления).
Неоднократные трудности, возникающие при синтезе исследований в области арт-терапии, независимо от методологии исследования, заключаются в том, что авторы не предоставляют достаточной информации о выбранном методе арт-терапии, степени формальной структуры и продолжительности предоставляемой терапии (Reynolds et al., 2000).
Недостаточная методологическая специфика ограничивает полезность и обобщенность представленных исследований, что может оказаться довольно сложной проблемой для исследователей арт-терапии, которую необходимо преодолеть.
Арт-терапия часто сама по себе не структурирована и неограниченна, позволяя клиенту реализовать себя, расти как эмоционально, так и духовно (Wolf, 1995).
Процесс арт-терапии, по своей сути, включает в себя раскрытие и открытие того, что чувствует и думает клиент. Сроки и продолжительность этого процесса варьируются от клиента к клиенту, и его нелегко заставить перейти к четкой, контролируемой и ограниченной по времени экспериментальной разработке.