«Никакой Суздаль не мог сравниться с Муромом.
Словно град Китеж из детских сказок предстал предо мной»
(В.П. Чкалов)
К Муромскому Спасо-Преображенскому мужскому епархиальному монастырю, конечно, ведут нормальные городские улицы, к нему можно прийти из центра пешком или приехать, припарковать машину и без забот войти на его территорию. Очень красивую территорию.
Но мои рассказы о России - чаще всего рассказы о дорогах туристов с московских круизных теплоходов, а потому попадете вы со мной сюда совсем иначе, по «лестнице в небо»…
Почему именно так? А разве это не замечательно, сойти по трапу с корабля (с моего "Сергея Образцова", например), выйти на Набережную и сразу через дорогу подняться к монастырю по этой лестнице? Разве нет в этом даже чего-то символического?
По мне, так лучше и быть не может.
Ну, вот, поднялись по 150 ступеням примерно, прошли через надвратную церковь Преподобного Сергия Радонежского, теперь можно оглядеться и поговорить об истории монастыря.
Можно ли, уместно ли к монашеской обители применять слово «лучший»? Как-то это, пожалуй, неправильно, так что буду избегать этого определения, но вот слова «самый» избежать никак не удастся. Древнейший в России. Старше его на Руси только Киево-Печерский, но то на Руси, а в современной истории вот он – самый древний монастырь России.
В «Повести временных лет» первое упоминание о Муроме относится к 862 году, а о «монастыре святого Спаса» - к 1096-му. 923 года… Разум отказывается осознавать эту цифру.
Где-то на рубеже X-XI веков святой благоверный князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу, первому из двух (наряду с князем Борисом) русских святых. Юный Глеб приехал в Муром году так в 1010-м, общего языка с местными жителями-язычниками не нашел и какое-то время жил на реке Ушне. Позже перебрался ближе к городу и поставил свой княжий двор в бору, на высоком берегу Оки, и здесь же заложил деревянную церковь Всемилостивого Спаса. Кто-то пишет, что еще при жизни князь Глеб успел основать на этом месте обитель с именем «Спаса на бору». Но это лишь версия, исторических фактов нет. В 1015 году братья Борис и Глеб были убиты людьми их старшего брата Святополка Окаянного - тогда и началась эпоха русских междоусобиц, продлившаяся несколько веков...
Следующие годы жизни обители во тьме веков. Почти наверняка монастырь сильно пострадал во время первых ордынских набегов на Русь – в 1239 году татары сожгли Муром дотла. Наверняка не обошли его стороной и княжеские драки между собой. Известно, что сын Александра Невского Андрей, сидевший в Городце, дважды в конце XIII века приводил в Муром ордынцев, в результате чего город на полвека, до 1351 года, вообще обезлюдел. Ну. а в 1393 году он перешел – и теперь уже навсегда – под власть московского князя.
В 1552 году, во время третьего похода на Казань, в обители побывал Иван Грозный. Прожил в Муроме около недели, устроив себе ставку поблизости от Спасской обители, на берегу Оки. Молясь там о даровании победы, дал обет после победы возвести в местных обителях каменные храмы. Казань в тот раз он, как известно, взял. И обет исполнил. В середине 1550-х годов в Спасской обители появился каменный Спасо-Преображенский собор.
Дальше история монастыря трудна, как и вся история России. Разграбление поляками во времена Тушинского вора, стояние братии за «древнее благочестие» и наказание за это от патриарха Никона, атаки на монастырь Петра I и Екатерины II, обветшание, вера в то, что спасти Спасо-Преображенский собор от разрушения помог чудотворный список с афонской иконы Божией Матери «Скоропослушница». Потом страшный 20 век, 17-й год, 18-й, когда в Муроме вспыхнул антибольшевистский мятеж, поддержанный епископом Муромским Митрофаном. Тюрьма и смерть для епископа, участь концлагеря для монастыря.
Понятно, что и это не все его беды. С 30-х годов до 1994-го на территории монастыря маршировали солдаты. В его стенах находилась воинская часть (в одном храме - спортзал, в другом - склад, на территории - военный плац и три казармы). Военные нанесли монастырю страшные раны. Реставрацией особенно никто не озабочивался – это было связано еще и с тем, что Муром с его оборонными предприятиями являлся «закрытым» городом и "красить фасады" для иностранцев в нем не было нужды.
Спасением же своим и возрождением монастырь обязан академику Д.С.Лихачеву и Патриарху Алексию II. Возвращение Церкви, возвращение иконы «Скоропослушница», вновь вера в ее помощь в восстановлении разрухи, и вот – чудо-монастырь с самым благодатным духом, самый любимый муромлянами, с самыми мягкими правилами. Здесь никто не заматывает женщин насильно в платки и юбки, в надвратной церкви Сергия Радонежского всем желающим рады в звоннице, где можно звонить в колокола (било-пластины).
Сюда приходят гулять муромские мамы с колясками, здесь просто умоляют вас набрать себе из монастырского сада яблок, сколько унесете, предложат остановиться в паломнической гостинице, не спросив, насколько вы православны, не рыкнут на фотоаппарат.
Даже здесь не рыкнут за фотоаппарат - в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где находится рака с частицой мощей преподобного Ильи Муромца и его скульптурная реконструкция. Воссоздана она главным специалистом Московского бюро судебной медицины С.Никитиным по нетленным мощам святого, находящимся в Киево-Печерской лавре. То есть это практически портрет знаменитого богатыря.
И от этого отсутствия запрета ты сам тушуешься, и уже твой собственный внутренний камертон останавливает руку с камерой: не надо, запоминай сердцем…
Зато это! Как этим не поделиться? Как не позвать вас сюда, посидеть у этого пруда, полюбоваться на лилии в нем и розы вокруг?
Как не показать птичник (часть целого монастырского мини-зоопарка), чьи обитатели выглядят более ухоженными и довольными жизнью, чем такие же в зоопарке Московском?
Как не предложить постоять на Спасской горе и полюбоваться заокскими далями?
Не могу промолчать, само просится послесловие:
Как полно начинаешь чувствовать историю своей страны, когда ездишь по ней много и с интересом! Сколько переплетений, связей, перекрестий: между этим Муромским монастырем и Свято-Успенским в Свияжске, Кирилло-Белозерским… Как это интересно и волнующе – ощущать связь времен и точки соприкосновения истории. Твоей истории, потому что ты – плоть от плоти именно этого мира, именно этой земли. Чужое море, чужие красивые стены, арки, замки, дворцы, пальмы, культура – разве я говорю, что это плохо? Нет, я люблю и этот мир, когда он гостеприимен и добр, но плохо – это только чужое море, только чужие красивые стены, арки, замки, дворцы, пальмы, культура… Не обрубайте корней, ездите по России сами, возите детей, ведь не будет нашей страны, если жить в ней станут лишь Иваны, не помнящие родства.
Спасибо всем, кто прочитал! Не пожалейте лайк, если вам понравилось, ведь вам не трудно, а каналу приятно и полезно.
И подписывайтесь на мой канал, здесь гарантированы только личные фото, рассказы и впечатления.