28 октября исполнился год со дня смерти МАРИНЫ ЛИВАНОВОЙ, появилось множество искренних, тёплых откликов на это трагическое событие…Стало лишний раз очевидным, что Марину любят и помнят…Сколь много у неё было и осталось тех, кто её по-настоящему ценил и отдавал должное её человеческим и профессиональным дарованиям. Появился прекрасный сайт, посвящённый Марине Валерьевне - изящный, запоминающийся, очень интересно технически сконструированный. http://marinalivanova.com/biography
Блестящий мемуар написал Георгий Молокин, с его страницы Марина шагнула к нам, её близким, коллегам, почитателям, как живая…Как будто мы вновь услышали её неповторимый, завораживающий, богатый бархатными обертонами голос, увидели воочию её пластику немного скучающей пантеры (Марина, помнится, особо любила всё чёрное)…
Уверен, в памяти каждого, кто знал Марину Валерьевну, наверняка возникли «свои» истории, которые могли бы составить целый свод.
Отчётливо «вижу», как в самом начале 1990-х, во время телевизионного бума, Марина влилась в нашу команду и сразу повысила планку стремительно набирающих популярность прямых эфиров. И дело было даже не в её неповторимых «сольных номерах» в качестве ведущей: она совершенно искренне старалась работать на общее благо. Так, к примеру, по собственной инициативе, без всякой оплаты стала проводить этакие мастер-классы по технике речи для ведущих и журналистов, учила «дышать диафрагмой» и прочим профессиональным премудростям. И делала это с такой экспрессией и драйвом, что наш просмотровый зал, где проходили штудии, был всегда забит до отказа…
Не удивительно, что в дальнейшем Марина Валерьевна уделяла так много времени и сил именно преподавательской деятельности. В этой ипостаси она была истинным Мастером, как и на чтецкой сцене…
В разное время приходилось слышать этакие «экспертные» оценки: мол, Ливанова, безусловно, одарённая, прекрасно профессионально подготовленная исполнительница, так и не состоялась по большому счёту как актриса театра и кино. Почему так сложилось? Ну, да, начало было впечатляющее: принцесса в свободной экранизации Андерсена (1976 г.), Элеонора в «Дуэнье» (1978 г.), переложении для ТВ- экрана знаменитой пьесы Р.Б.Шеридана. В этом же году с отличием закончила Щукинское училище, и выдающийся режиссёр П.Н.Фоменко (!) пригласил её в Ленинградский театр комедии. А дальше, с начала 1980-х, мол, что-то пошло не так…
Я вижу историю карьеры Марины Ливановой совсем в другом свете. Не стоит, наверное, лишний раз говорить банальности, но всё же рискну: как важно представителю актёрской профессии обладать актуальным типажом, попасть во «время». Молодой Ливановой, словно сошедшей со старых фламандских гобеленов или испанских полотен, сложно было найти адекватные предложения в нашем кино- как во времена позднего «застоя», так и начавшегося (примерно с 1987 г.) перестроечного этапа, когда стала востребована остросоциальная тематика. Последняя была Марине Валерьевне прямо противопоказана.
В 1990 г. она исполнила небольшую, но весьма яркую роль Н.Алилуевой в хорошей картине Л.Марягина «Враг народа - Бухарин». Поступали предложения и далее выступать в подобном амплуа, но Марине, как она сама вспоминала, это было уже не интересно.
Драматическая ситуация возникла с театральными планами. П.Н.Фоменко был, безусловно «её» режиссёр, но они по сути не смогли толком поработать. В конце 1970-х Пётр Наумович попал в опалу, постоянно отбивался от местных начальников, а в 1981 г. навсегда уехал из Ленинграда…
То, что Марина решила пройти телевизионную стажировку в то время, когда, кроме хоккея, КВН и «Что?Где?Когда?» смотреть было вообще нечего, говорит о ней, как об истинно творческом человеке с железной интуицией.
И вообще, реализация таланта, тем более, человеческое «воплощение» – это совсем не линейная категория. Как тут не вспомнить прекрасную историческую аналогию. Сейчас историки науки в один голос говорят, что в конце 18-начале 19-го в.в. в Британии был только один учёный, способный сравниться по природной одарённости с титаном прошлого - Исааком Ньютоном. Его звали Томас Юнг. Но последний обладал «сложным» характером, не уживался с Королевским обществом и, вообще, был «гуляка праздный»: дрался на дуэлях, путешествовал, был дамским угодником, выступал в цирке (!) и пр. Да, видимо, г-н Юнг не сделал в науке всего, на что был способен. Но кто жил по-настоящему, дышал полной грудью: задорный талант Юнг или сумрачный гений, затворник Ньютон, не знавший ни женского тепла, ни дружеских застолий?..
…Совершенно отчётливо «вижу» и такой эпизод: в конце 1980-х годов мы оказались вместе в каком-то странном действе на сцене Дворца культуры ГАЗа…в компании с В.Я.Дворжецким. Потом поехали в гости к Вацлаву Яновичу, слегка отметили, понятно, разговорились…Точнее, беседовали в основном Дворжецкий с Ливановой - о театральных событиях, московских кинопремьерах, публикациях в толстых журналах, перемежая это виртуозно исполненными актёрскими байками…
Это был невероятно интересный диалог двух Артистов… Я вставлял что-то актуальное про политику, а сам думал: ну, почему, когда надо, диктофона с собой никогда нет!..
Увы, диктофона не было, как не оказалось его или камеры и в других интересных ситуациях…Но, слава Богу, память ещё не подводит, и в ней Марина навсегда осталась «равной себе» (Бокаччо, кстати, считал это высшей человеческой доблестью): талантливым, красивым, мятущимся, антипрагматичным и по-настоящему свободным человеком.
Александр Блудышев