Мы все знаем эту историю, но все-таки напомню.
Одна девушка встречалась с женатым мужчиной, который слыл большим ловеласом.
Жена этого мужчины узнала обо всем и стала девушку преследовать.
Той пришлось бежать на странный остров, который бродяжничал по морю, и разрешиться там от бремени прямо под деревом.
От этой связи родились близнецы, мальчик и девочка. Они с самого рождения оказались более чем смышлеными: девочка, которая появилась на свет первой, тут же стала помогать матери в родах и приняла собственного братца.
Со временем близнецы сделали блестящую во всех смыслах карьеру, став солнечным и лунным божествами, потеснив старых богов – Гелиоса и Селену.
Помимо этого, они освоили немало смежных специальностей – покровительство искусствам, охоте, родовспоможению.
Они всегда были почтительными детьми, готовыми уничтожить всех врагов своей матери, которую звали Лето (ударение варьируется), Лато или Латона. Будучи великой богиней в крито-микенскую эпоху, в античное время она уходит в тень, уступив дорогу молодежи.
Академик Рыбаков в своем знаменитом труде "Язычество древних славян" выдвигает головокружительную версию о том, что у эллинской богини на самом деле славянские корни: Лето – это "псевдоним" славянской Лады.
Несмотря на то, что многие исследователи считали Ладу просто выдумкой, «бессмысленным словом» из широко распространенного припева «лель-ладо», Рыбаков приводит весомые аргументы, доказывающие реальность ее культа. Этнографический материал убедительно показывает, что подобную богиню почитали в Болгарии, Литве и других странах.
Далее, Рыбаков отмечает связь всего семейства, рожденного на кочующем острове Делосе, с загадочными гипербореями.
Гипербореи – это народ, живущий где-то на севере. Ему, кстати, как и Ладе, тоже частенько отказывали в существовании. Мол, не было такого народа. Рыбаков утверждает, что под гиперборейцами имеются в виду древние прибалты и праславянские народы.
Академик указывает на следующее:
Лето бежит на Делос из страны гиперборейцев;
Аполлон каждые полгода уезжает в северную «командировку» в Гиперборею.
Далее, древние предания упоминают загадочные делегации, состоявшие исключительно из девушек-гипербореек (жриц?), которые доставляли дары обоим Зевсовичам на острове Делос.
Делегатки, кстати, не вернулись домой - очевидно, их принесли в жертву. (Хотя, может, решив вслед за классиком, что "вреден север для меня", они просто решили осесть в стране с теплым климатом.) Но даже после невозвращения девичьего посольства гипербореи не переставали слать подарки делосским божествам, передавая их с оказией.
Подобное рвение можно объяснить лишь одним - боги, которых мы знаем как античных, почитались некогда и на севере.
Вот какую картину в итоге рисует Рыбаков:
Ареал этнографического почитания матери Лады весьма широк: он полностью включает в себя всю землю балтов-гиперборейцев (как в латышско-литовской, так и в славянизированной великорусской части), всю территорию праславян и все области позднейшего славянского расселения. В бронзовом веке культ богини Лато дошел до греческого Крита, где встретился с местным культом Деметры и Персефоны. Возможно, что и праиталики знали культ Лато (Латоны)-Лады.
Как видим, богиня оказалась не только заботливой мамой, но и неутомимой путешественницей.
Даже и сейчас она без дела не сидит – опекает отечественный автопром…
Подробнее в книге Рыбакова Б.А. "Язычество древних славян"