Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Казалось, всё в жизни давалось ему легко…»

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В моём уме. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-то!—

напишет поэт в стихотворении, помеченном «1831-го июня 11 дня». Лермонтову ещё не исполнилось и семнадцати, а он как будто предчувствует краткость своей жизни.

…Он успел многое, хотя и не всё, что было задумано. И, наверное, сейчас нужно поговорить о великой одарённости Лермонтова.

То, что он был, по определению В.Г.Белинского, «русский поэт с Ивана Великого», бесспорно (добавим только: и прозаик, и драматург). Но ведь этим не исчерпывались его дарования!

«Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью – играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Есть сведения, что он положил на музыку свою "Казачью колыбельную песню", но ноты пропали после его смерти и до нас не дошли. Он рисовал и писал маслом и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, мог стать настоящим художником. Он легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Живая и остроумная беседа его была увлекательна», - так писал, наверное, самый известный и уважаемый исследователь творчества Лермонтова И.Л.Андроников (ему принадлежит и цитата, вынесенная в заглавие). Наверное, к этому необходимо прибавить и военные таланты поручика Лермонтова (о них речь пойдёт в своё время), а пока остановимся на сказанном.

До нас дошло тринадцать картин, более сорока акварелей и более трёхсот рисунков Лермонтова; находятся они в литературных музеях. Но, думается, это только потому, что созданы они великим поэтом, иначе место их было бы в лучших картинных галереях.

Первым учителем рисования у Лермонтова был художник А.С.Солоницкий, а затем он брал уроки живописи у П.Е.Заболотского, автора двух портретов поэта. Взгляните на картину!

М.Ю.Лермонтов. Нападение. Сцена из кавказской жизни
М.Ю.Лермонтов. Нападение. Сцена из кавказской жизни

Родственница поэта Александра Верещагина писала ему в 1835 году: «Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар». И согласитесь, что это не пустые слова!

А вот другая картина Лермонтова, «Вид Крестовой горы»,

-3

известна ещё и в копии, созданной А.И.Куинджи, - думается, его второразрядная живопись не привлекла бы!

Можно бесконечно любоваться акварелями Лермонтова:

-4

Называется просто – «Пейзаж с двумя берёзами», но сразу вспоминаются строки из знаменитого стихотворения, написанного гораздо позже:

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез

"Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой"
"Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой"

Мне всё-таки кажется, что такие скучные названия дали музейные работники!

Замечательны и очень разнообразны рисунки. Здесь есть и законченные композиции:

"Развалины на берегу Арагвы в Грузии" - это название дал сам поэт
"Развалины на берегу Арагвы в Грузии" - это название дал сам поэт

А есть и просто беглые наброски… Но какое мастерство!

-7

А ведь ещё был и музыкально одарён! Аким Шан-Гирей, живший в Москве под одной крышей с Лермонтовым, вспоминал, что «в домашней жизни своей Лермонтов часто занимался музыкой». Другой друг поэта, Святослав Раевский, указывал: «Лермонтов имеет особенную склонность к музыке, живописи и поэзии, почему свободные у обоих нас часы проходили в сих занятиях». Сашенька Верещагина спрашивала и о музыкальных занятиях: «А ваша музыка? По-прежнему ли вы играете увертюру "Немой из Портичи“, поёте ли дуэт Семирамиды, полагаясь на свою удивительную память, поёте ли вы его, как раньше, во весь голос и до потери дыханья?» В «Дамском журнале» в 1829 году в отчёте об испытании при переходе из пятого класса в шестой московского пансиона, где учился будущий поэт, указано: «Михайло Лермонтов на скрипке аллегро из Маурерова концерта».

Играл на фортепиано, скрипке, флейте… Великолепно разбирался в музыке, писал о пении, о мелодиях, может быть, бегло, но явно со знанием дела. В «Панораме Москвы» в 1834 году он напишет: «Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Беетговена, в которой густой рев контр-баса, треск литавр, с пением скрыпки и флейты, образуют одно великое целое; – и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!.. О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истёртая, скользкая, витая лестница, и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами».

Говорили, что и сам он писал музыку. Кто-то упоминал о положенной на музыку и даже записанной им собственной «Казачьей колыбельной песне». И снова – увы! до нас дошли лишь ничтожные нотные фрагменты.

Существует, правда, одна легенда (естественно, ни в коей мере не отвечаю за её достоверность). Говорят, что А.И.Хачатурян, работая над музыкой к «Маскараду», использовал эти наброски. Мне довелось услышать об этом дважды: один раз – в музее, другой – от человека, скажем так, близкого к семье композитора. Не знаю, как вам, а мне очень хочется верить, что в знаменитом Вальсе есть и ноты, написанные Лермонтовым…

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь