В РЖД нарушают приказ Минтранса РФ, назначая фирменные поезда там, где нет нефирменных альтернативных составов. Я обратил внимание на это после письма, полученного от жителей Старого Оскола. Они жалуются на цену билета до Москвы.
Минтранс требует нефирменные поезда
Между Москвой и Старым Осколом действительно ходит один-единственный поезд. Это фирменный поезд 57/58 «Приосколье». За расстояние в без малого 700 км за плацкарт придется заплатить 2365 рублей. Это в период, когда нет скидок или наценок. Накануне новогодних праздников такой же билет обойдется уже в 2697 рублей, а летом и того дороже.
«Мы очень просим РЖД: сделайте что-нибудь. Билет от нас до Москвы стоит всего на 1000 рублей дешевле, чем от Москвы до Сочи, хотя расстояние несоизмеримое», – пишет читательница из Старого Оскола.
Я всегда подозревал, что присвоение фирменного статуса поезду – это способ для ФПК дополнительного заработка. Но я всегда был уверен, что фирменный поезд назначается там, где есть альтернатива.
И правда, пункт 45 приказа Минтранса «Об утверждении Правил перевозок <...> железнодорожным транспортом» дословно гласит:
«Перед присвоением поезду категории "фирменный" перевозчик в обязательном порядке исследует рынок перевозок пассажиров на маршруте следования поезда. Обязательным условием присвоения поезду дальнего следования категории "фирменный" является курсирование на маршруте следования поезда категории "фирменный" иных поездов дальнего следования, не являющихся фирменными».
Документ выложен на сайте РЖД.
Лазейка с нефирменным вагоном
А теперь давайте смотреть, что у нас с альтернативами по разным популярным и не очень маршрутам. Начнем с упомянутого Москва – Старый Оскол.
Здесь нефирменные альтернативные поезда если и бывают, то несколько раз в год, по праздникам. Но РЖД обходит запрет следующим образом. В каждом составе поезда «Приосколье» у них есть по одному нефирменному плацкартному вагону. Билеты в него можно купить только заранее из-за повышенного спроса.
Для тех, кто хочет поспорить и сказать, что проезд в фирменном поезде стоит своих денег... В плацкарте нет абсолютно никакой разницы, фирменный это состав или нет. Абсолютно все, что считается «фишками» фирменного поезда, должно присутствовать и в остальных поездах: чистые туалеты, вежливое обслуживание, комфортная температура, исправность оборудования. Единственное, что может добавиться в фирменном плацкарте – это предварительный застил проводником некоторых верхних полок. Но это никак не стоит 700 рублей (разница между фирменным и нефирменным вагонами в поезде «Белогорье»).
Дешевый вагон есть не везде
Еще одно направление, которое вызывает вопросы, – Москва – Псков. Ежедневный скорый поезд №9/10 – фирменный. Альтернатива как бы есть, но только «как бы»: из Москвы в Псков два раза в неделю ходит еще один поезд, но другим маршрутом. Так что альтернатива не ежедневная и только для путешествующих полный рейс. Нефирменного вагона в этом поезде нет.
Южные направления – всегда самые «хлебные» для РЖД. Вот, например, по маршруту Петербург – Астрахань ходит фирменный поезд. Дешевой альтернативы нет, но есть нефирменный вагон. Разница в цене – 1700 рублей.
Куда интереснее обстоит ситуация с поездами из Петербурга в Адлер. Раньше на линии ходили два регулярных поезда – фирменная «Северная Пальмира» и нефирменный 115-й. С нового расписания второй отменен и стал дополнительным поездом с двухсотым номером. «Северная Пальмира» осталась фирменной, состоящей из двухэтажных купе. Безальтернативной.
Из Петербурга в Казань так же ходит фирменный поезд. В нем есть целых два (какая щедрость!) нефирменных вагона. Разницу в ценах и интенсивности продаж можно увидеть на скриншоте.
В РЖД обнаглели?
Короче говоря. Я считаю, что РЖД нарушает приказ Минтранса, в котором сказано про «альтернативные нефирменные поезда», а не про «нефирменные вагоны». Кроме того, как мы выяснили, эти самые вагоны есть не везде, а там, где есть, количество мест в них несоизмеримо меньше, чем в фирменных.
По-моему, это выглядит как обман со стороны перевозчика, и тут ФАС должна сказать ФПК «ай-ай-ай». ФАС, правда, занята тем, чтобы вообще отдать РЖД право самим устанавливать тарифы в плацкарт (сейчас они утверждаются государством) на некоторых направлениях. Так что шансов мало.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы думаете – РЖД обнаглело или нет?