Экспериментальная робототехника
Это сборник эссе, подготовленный по материалам XIII Международного симпозиума по экспериментальной робототехнике. Основное внимание во многих из этих работ уделяется проблеме взаимодействия и сотрудничества между людьми и роботами, и часто утверждается, что эффективность и безопасность такого сотрудничества может зависеть от технических решений, таких как использование пневматических искусственных мышц.
Более того, каждое техническое устройство имеет свои преимущества и недостатки. Например, можно повысить эффективность, но потерять безопасность, или наоборот.
Работа из научного мира
Вдохновляющей книгой по вопросу безопасности в робототехнике является книга Сами Хаддадина "Towards Safe Robots: Approaching Asimov’s 1st Law" или "На пути к безопасным роботам: Подход к первому закону Азимова".
Хаддадин отмечает, что тема исследования "Взаимодействие человека и робота" обычно подразделяется на две основные отрасли:
1) когнитивное и социальное взаимодействие человека и робота
2) физическое взаимодействие человека и робота.
По определению Хаддаддина, первое сочетает в себе такие разнообразные дисциплины, как психология, когнитология, компьютерные интерфейсы, человеческий фактор и искусственный интеллект с робототехникой". Он "намеревается понять социальные и психологические аспекты возможного взаимодействия между человеком и роботами и стремится раскрыть его фундаментальные аспекты".
С другой стороны, второе в значительной степени занимается физическими проблемами взаимодействия, особенно с точки зрения проектирования и управления роботами. Основное внимание уделяется реализации так называемых удобных для человека роботов путем объединения в восходящем подходе технологий управления с передовыми алгоритмами, генераторами реактивного движения и алгоритмами планирования пути для достижения безопасных, интуитивных и высокоэффективных схем физического взаимодействия.
Безопасность, очевидно, не является новой проблемой ни в робототехнике, ни в машиностроении в целом. Это было одной из главных проблем в физическом взаимодействии человека и робота , поскольку в этой области желательно постоянное физическое взаимодействие, значение которого продолжает возрастать.
В прошлом инженеры в основном предполагали развитие тяжелой техники, с относительно небольшим количеством физических взаимодействий человека и робота. Маленькие роботы, которые могли двигаться автономно в окружающей среде и взаимодействовать с людьми, были слишком медленными и предсказуемыми.
Следовательно, решение было довольно простым: сегрегация. Нормы безопасности, как правило, разрабатывались таким образом, чтобы отделить рабочее пространство человека от рабочего пространства роботов.
Теперь ситуация изменилась.
Как говорит Хаддадин: В связи с несколькими прорывами в области проектирования и управления роботами, в последнее время были предприняты первые усилия по смещению акцентов в промышленных условиях и рассмотрению тесного сотрудничества между человеком и роботом.
В заключении вышесказанного
Это требует принципиально иных подходов и заставляет органы стандартизации конкретизировать новые стандарты, подходящие для регулирования взаимодействия человека и робота. Эти прорывы, и в частности достижения когнитивного и социального взаимодействия человека и робота, открыли путь к новой поддисциплине или, если кто-то предпочитает, к новой междисциплинарной области: Социальная робототехника.
Несмотря на то, что название, похоже, говорит о гибриде социальных и инженерных наук, в настоящее время эта поддисциплина в основном культивируется инженерами. Важно помнить об этих аспектах, поскольку зачастую как технофилы предвидят фантастические или катастрофические события, не принимая во внимание постепенную, длительную и кропотливую работу над робототехникой, которая лежит за спиной и впереди.
Существует множество небольших проблем, подобных тем, что были упомянуты выше, которые необходимо решить, прежде чем "человек научит робота быть человеком"