Спойлеры: все будет плохо для низкоквалифицированного персонала.
Технологии идут, и тем что скоро на дорогах будут беспилотные такси, школа уйдет в онлайн формат и мы все-таки получим «золотую таблетку» никого не удивишь.
Но вот в чем противоречие.
⠀
Да, общество приветствует появление новых технологий, но, сколько населения мы при этом «выбрасываем на помойку»?
⠀
Появление интермодальных (универсальных контейнерных) типов перевозок с 50- х годов прошлого века в корне изменило экономическую ситуацию ряда стран. Только представьте: раньше все грузы перевозились по-разному. Были насыпные, жидкие, твердотельные, и прочее. Большинство из них требовало длительной погрузки и разгрузки. А так как тара была не предусмотрена, то погрузка одной тонны материала занимала в среднем 3 часа. И грузили при этом ее 8-10 человек. После ввода контейнерного стандарта (20 и 40 футов), время погрузки одной тонны сократилось до 4 минут одним человеком.
Что было дальше.
Сотни тысяч людей по всему миру лишись работы. Многие имели семьи, долги, обязательства. Адекватной замены труда этим людям страны просто не могли предложить. В итоге нищета, протесты, самоубийства. Профсоюзы докеров пытались протестовать, но что толку? Это быстрее, удобнее, дешевле. Обычный порт становиться эффективнее в 10 раз, при этом существенно снижая расходы.
Так же это повлекло за собой существенное удешевление и ускорение перевозок. Сейчас я могу заказать вазу с другого континента мира и получить её через неделю с копеечной доставкой прямо на дом. До контейнеров за тот же товар я выложил бы крупную сумму и ждал бы примерно пол года.
Таксисты, охранники, кассиры, библиотекари, пропавшие уже в небытие сотрудники справочных служб… Как могут они не задумываться уже сегодня над тем, что их работу бесплатно выполнит автоматика. Вроде бы страшно, но кто виноват в итоге? Прогресс, или таксист после смены лакающий пиво перед телевизором вместо того чтобы сесть за учебники?
Лично мне по душе нынешняя ситуация. Доходы распределены неравномерно, это да. Один спец. может получать доход, сравнимый с месячной зарплатой 150 сотрудников полуавтоматического труда. Общество будет платить все меньше там, где тебя может заменить робот, хорошо платить если ты обладаешь профессиональными навыками, и очень хорошо, если ты готов брать ответственность и обладаешь исключительным навыком.
Суть – полезность.
⠀
Шахтер работает сутки на пролет, но экономический доход от его деятельности низок. Главный бухгалтер за час составляет документы на налоговые льготы, тем самым экономя организации суммы в эквиваленте тысячи смен среднего шахтера. При этом я не хочу сказать, что труд шахтера напрасен. Просто нам ясно, почему одному мало, другому много. Дело не в связях и «теплых местах». Полезность.
⠀
Самое что ни на есть «работать нужно не много, а с умом».