За последние 30 лет процесс регистрации теменного искусства сравнивался с раскопками на одном археологическом объекте. Именно этот процесс придает смысл непокрытому материалу.
Точно так же, как и в тех частях объекта, которые остаются не обнаруженными, изображения на стенах пещеры, которые не записаны, не включены в анализ - их характер и хронология остаются неизвестными .
Основной задачей является изучение и регистрация антропогенных изменений стены пещеры с учетом влияния других факторов, связанных с ее окружением, таких как морфология поверхности и конкреции. Это позволяет установить визуальную иерархию между человеческим и природным факторами. Разрабатывается графическая интерпретация, которая учитывает наблюдаемые особенности данной техники, признавая при этом, что этот процесс уже представляет собой сокращение объема данных.
Чтобы избежать своего рода визуальной путаницы необходимо выборочно собирать огромное количество данных на стене пещеры. Например, информация о состоянии стены пещеры (кальцит, трещины и т.д.) не должна влиять на восприятие искусства. Поэтому отбор данных нельзя отделять от целей исследований и от того значения, которое им придается.
В дополнение к вышеизложенным соображениям, метод рельефа, используемый в пещере, продиктован одной главной задачей: сохранение стен и пола пещеры. Последствия этого деонтологического требования носят далеко идущий характер, поскольку все формы прямого отслеживания запрещены. Только фотографические методы и их компьютерная манипуляция отвечают требованиям консервации, а также требованиям обучения. Установлено 5 шагов в этом процессе:
- 1. Обследование Пещерной стены. В украшенной пещере предварительное исследование включает в себя этап расшифровки. Мало кто из исследователей упоминает этот факт в своих публикациях, но приходится проводить много часов перед стеной пещеры, многократно расшифровывая маркировку, чтобы попытаться понять картинки. Иногда легче работать с пигментами, но процесс становится более сложным, когда мы сталкиваемся с гравюрами.
Кроме того, в каждом случае состояние сохранности является проблемой, необходимо привыкнуть к природе объекта и определить ущерб, нанесенный со временем, а иногда и вандализмом, прежде чем изолировать палеолитические отметины. Этот первый шаг имеет решающее значение, потому что трудно сфотографировать или нарисовать непонятные нам изображения.
- 2. Фотосъемка. Второй этап включает в себя фотографирование (пленочное и/или цифровое). Фотосъемка всей стены пещеры производится с соблюдением ограничений ортогональности и расстояния. Иногда, если контекст затруднен или гравюры очень тусклые, делается несколько фотографий стены пещеры и собираем их вместе в мозаику (формат пленки 6×6). В настоящее время используются пленочные пластины среднего размера, которые создают изображения высокой четкости. Однако непрерывный технологический прогресс практически гарантирует, что цифровые изображения будут более широко использоваться в будущем.
Фотосъемка также включает использование эмульсий, чувствительных к инфракрасному (ИК) и ультрафиолетовому (УФ) лучам. В зависимости от состояния стен и, в частности, их сохранности, результаты, полученные с помощью этих методов, могут варьироваться от впечатляющих до разочаровывающих. Поверхности, покрытые кальцитом, глиной или слегка поврежденные, как правило, непроницаемы для этих типов лучей. На объекте в Марсуласе (Франция) были проведены испытания ИК-излучения на двух панелях с красной и черной краской в различных состояниях сохранности.
Было установлено, что снимки были не более заметны, чем при съемке при нормальном освещении. В этом случае слабая разборчивость нарисованных изображений могла быть вызвана присутствием бактерий на стене вследствие деградации поверхности горной породы.
- 3. Сборка фотографий. Если исследователю необходимо записать поверхность большого размера (или если гравюры очень мелкие), он/она может создать мозаику фотографий из нескольких оцифрованных пластин. Опять же, компьютерные технологии предлагают большой выбор программного обеспечения и инструментов для того, чтобы работать над такими изображениями.
При необходимости, фотографии улучшаются с целью повышения их видимости или контрастности. По крайней мере, в течение дюжины лет исследователи признавали и ценили вклад этих методов в запись наскального искусстваПосле того, как мозаика фотографий будет признана удовлетворительной, она сверяется с изображениями в пещере с точки зрения размеров исходных цифр, разборчивости, возможных искажений и т.д.
Масштаб релевантности определяется в соответствии с размерами оригинальных чертежей. Действительно, монументальные размеры некоторых фигур и панелей требуют работы в меньшем масштабе. Этот выбор имеет последствия для точности получаемых данных. Кроме того, часто физически невозможно манипулировать большими композитными фотографиями, стоя перед стеной пещеры.
- 4. Запись данных в пещеру. Следующий этап возвращает нас в пещеру, где мы продолжаем отслеживать данные с фотографий на прозрачную бумагу; эта работа обращена к оригинальному искусству и представляет собой этап анализа и записи данных. Это самый важный шаг - графическая транскрипция результатов анализа.
- 5. Переписывая Реливы. Последний шаг включает в себя очистку реле, которые сканируются до того, как ими манипулируют с помощью цифровых технологий. Для стандартизации визуального представления релизов разрабатывается и используется график графических условных обозначений. Этот шаг ведет к дальнейшему сокращению данных в результате ограничений, налагаемых публикацией (разрешение, размер файла и т.д.).
Действительно, главной проблемой наскального искусства (не только палеолитического периода) является его монументальный размер, зачастую несовместимый со стандартными форматами бумаги ( A4 или A3). Компьютерные программы также позволяют виртуально восстановить ущерб, нанесенный природой или бездумным вандализмом.
Например, в Марсуласе удалось выделить различные эпизоды граффити, которые были разрезаны или прослежены на черном фоне, и постепенно выцветая на экране, отделить их от следов палеолита. Таким образом, контуры и детали крупного зубра постепенно стали заметны. На реливе (известном как выборочная запись) зубр лучше виден, чем в пещере. В пещере восприятию фигуры препятствуют современные надписи, которые визуально более заметны, чем магдаленские гравюры.