Столицу Восточной Пруссии советская пропаганда именовала не иначе как осиным гнездом прусского милитаризма, подразумевая, что и нацизм как во времена Веймарской республики, так и в Третьем рейхе, здесь нашел для себя благодатную почву. На самом же деле, судя по архивным источникам, идеология национал-социализма никогда не пользовалась особенной популярностью у кёнигсбержцев – скорее уж, она была им откровенно чужда.
Во всяком случае, до своего прихода к власти в Германии члены «Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei» чувствовали себя в Кёнигсберге достаточно неуютно. Об этом, например, свидетельствуют результаты выборов в городское собрание 1929 года. За список кандидатов от NSDAP проголосовали всего 8 400 горожан – ШЕСТЬ процентов населения! В то время как, например, за коммунистов отдали свои голоса аж 30 тысяч человек. В итоге «красные» оказались третьими, совсем чуть-чуть уступив социал-демократам и «народникам», то бишь, Немецкой народной партии.
Столь катастрофический результат в одном из ключевых городов страны «коричневых», конечно, не устраивал. Партайгеноссе мобилизовались, сплотили ряды, «Die Fahne hoch!» и все такое… Гитлер лично ездил в Кёнигсберг, чтобы проголосовать на последних свободных выборах в рейхстаг Веймарской республики. Как результат - нацистам удалось привлечь на свою сторону уже 36 процентов жителей Восточной Пруссии. Но что-то подсказывает, что в значительной мере это, все-таки, был сельский электорат, городские же пролетарии по-прежнему поддавались оболваниванию отнюдь не такими темпами, как желалось.
История борьбы кёнигсбергских «красных» с местными «коричневыми» - одна из самых малоизученных страниц истории города и региона в целом. Но то, что противостояние имело место и зачастую достигало изрядного накала – несомненно. Наглядные свидетельства этого сохранялись до сравнительно недавнего времени.
Еще несколько лет назад на краснокирпичной стене у башни «Дона» (современного Музея янтаря) вполне отчетливо читалась надпись, сделанная черной краской: «Für wen marschierst in S.A. Prol – für Guge?» Что с немецкого можно перевести примерно так: «Для кого вы маршируете, пролетарии в СА – для Гуге?» Гуге - сокращение фамилии Гугенберг. Альфред Эрнст Кристиан Александр (таково было его полное имя) в то время (надпись, предположительно, была сделана в 1932 году) руководил Немецкой национальной народной партией (DNVP). Это были национал-консерваторы, объединявшие в своих рядах националистов всех мастей, реакционных монархистов, народников и антисемитов. До появления на политической арене NSDAP они считались главной националистической партией Германии.
Конечно, когда нацисты, наконец, дорвались до власти в стране, кёнигсбергским коммунистам с либералами пришлось туго. Но все же город сопротивлялся до последнего: обер-бургомистр Ломайер отказался вступить в НСДАП! Это было уже неслыханной дерзостью, и строптивого главу «ушли» с должности, заменив демократом Гельмутом Вилем. Ему ввиду откровенной угрозы физической расправы пришлось-таки нацепить партийный значок. Однако у «старых бойцов» он всегда оставался на подозрении, ветераны резонно полагали, что Виль среди них – человек посторонний, вынужденный временно подчиняться правилам чужой игры. Впрочем, на своей должности Гельмут сумел продержаться аж до апреля 1945 года. После взятия Кёнигсберга советскими войсками обер-бургомистр вместе с другими пленными уехал в столыпинском вагоне в Сибирь, чтобы возвратиться в фатерлянд уже только в 1954-м…
В Калининграде еще остались два строения, которые также можно считать памятниками бурной политической жизни тех далеких лет.
Первое из них – офисное здание Отто Брауна, «коренным калининградцам» известное как Маслобаза на улице профессора Севастьянова. Несмотря на запущенное состояние, объект до сих пор хранит следы былой живописности. В годы нацизма штурмовики выгнали из бизнес-центра коммерсантов и прочий буржуазный сброд, обустроив там свою штаб-квартиру. По мнению историков-исследователей, именно оттуда выходили на патрулирование кёнигсбергских улиц группы молодчиков в коричневых рубахах. Пойманных в результате облав и арестованных коммунистов (или попавших под подозрение за сочувствие к «красным») привозили на Отто-Рейнке унд Кругштрассе, где в подвалах были оборудованы камеры. Пленников пытали, насиловали, избивали до полусмерти, а то и до смерти. У несчастных отсюда было два пути: на кладбище или в концлагерь. Что там подземелья замка Тапиау с призраком заморенного голодом в XV веке епископа фон Куба – думается, по подвалам Маслобазы до сих пор бродит не одно привидение!
Другое здание располагается на современной улице Иванникова, в досоветский период оно служило местом собраний общины Трагхаймской кирхи Кёнигсберга. Сейчас там находится Управление Калининградской и Смоленской епархии РПЦ. С этим домом связана одна из городских легенд. Якобы уже в 1960-е годы рабочие, производившие ремонт в подвале, наткнулись на тайное захоронение. Под полом лежало истлевшее тело человека, завернутое в красный флаг с серпом и молотом. Как говорится, хотите – верьте, хотите - нет.