Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Байка о штампе лонжерона надрамника КамАЗ-5511.

Оглавление
Первый самосвал КамАЗ-5511 на демонстрации. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".
Первый самосвал КамАЗ-5511 на демонстрации. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Эта реальная история случилась в прессовом цехе Нефтекамского завода автосамосвалов в 86-м году. Происходила она во вторую смену и полностью отображает состояние дел на НЗАС того времени.

Черным на схеме отмечен лонжерон надрамника. Иллюстрация из книги "Автомобили КамАЗ"  Москва "Машиностроение" 1980 год.
Черным на схеме отмечен лонжерон надрамника. Иллюстрация из книги "Автомобили КамАЗ" Москва "Машиностроение" 1980 год.

Как делали лонжерон надрамника КамАЗ-5511?

Вся самосвальная установка КамАЗ-5511 опирается на свою раму, которая называется надрамник, так как устанавливалась на раму шасси. Основными деталями надрамника были две длинные продольные детали П-образного сечения — лонжероны. Они соединялись между собой поперечинами.

Лонжероны изготавливали из листовой стали толщиной 6 мм. Заготовки в виде полос длиной почти 5 метров и шириной около 30 см нарезались на гильотинных ножницах. Следующей операцией была штамповка, в процессе которой в заготовке прокалывались отверстия, и производилась обрезка с трёх сторон. Последним технологическим переходом была гибка на листогибе, состоящая из двух операций: формирование ребра жёсткости и создание П-образного профиля.

Штамповка выполнялась на кривошипном прессе усилием 1250 тонн на штампе, вес которого превышал 15 тонн. У пресса был выкатной стол. Установка штампа на пресс производилась наладчиками при помощи мостового крана. После закатывания стола в рабочую зону пресса, производилось крепление плит штампа к столу и ползуну пресса и последующая регулировка, обеспечивающая правильную работу пресса и штампа.

После регулировки наладчики должны были произвести пробную штамповку детали. При выполнении пробной штамповки ползун пресса не вышел из нижней мёртвой точки. Такое состояние пресса на местном жаргоне означало «пресс посажен». Что явилось причиной «посадки пресса»: неправильные действия наладчиков или неисправность муфты сцепления пресса, осталось загадкой.

Прессовый цех НЗАС. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"
Прессовый цех НЗАС. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"

Как освобождали штамп?

По закону подлости конвейер завода в это время работал по наличию надрамников. Весть о «посадке пресса» моментально дошла до директора – Ю.А. Гулько и он поспешил прибыть к месту происшествия. К этому времени здесь уже были ведущие специалисты завода, которые активно обсуждали проблему и давали различные рекомендации, не помогающие делу.

Директор потребовал халат, чтобы исследовать внутренности ползуна пресса, где располагался механизм регулировки его высоты над столом. Предполагали при помощи этого механизма, который был рассчитан на подъём 15-ти тонного ползуна с присоединённой верхней частью штампа, можно вывести ползун из нижней точки, где он оказался под усилием пресса в 1250 тонн. Халаты в то время выдавали только контролёрам ОТК. Женский халат не подошёл директору. Он, высказав своё мнение о несостоятельности начальника цеха, снял пиджак и, оставшись в белоснежной сорочке и при галстуке, полез в ползун.

Решение было простым до банальности – резать. Из сварочного цеха прислали четырёх газорезчиков, поставили с двух сторон пресса. В подвал прессового цеха отправили двух наблюдателей с пожарными рукавами и операция под кодовым названием «резать» началась. В течение двух часов вырезали все рабочие части штампа, не трогая корпусных плит. Ещё через полчаса штамп находился на инструментальном участке готовый к ремонту. Вторая смена заканчивалась.

У инструментальщиков был новый комплект рабочих частей штампа, так как штамп-дублёр находился у них на капитальном ремонте, но к работе не был готов. Вся ремонтная бригада инструментального цеха во главе с начальником была оставлена на работе «до победного конца». Руководитель прессового цеха должен был ждать окончания ремонта штампа, чтобы установить его на другой пресс, так как муфту сцепления первого пресса «сожгли» в результате попыток вывести пресс из «посадки».

Штамп был установлен на пресс, и началась штамповка лонжерона в восемь часов следующего дня. Начальники цехов (инструментального и прессового) доложили директору о выполненной работе и отправились домой «отдыхать» до оперативного совещания по производству под председательством директора, которое проводилось в 12 часов дня. Это один из эпизодов производственной деятельности НЗАС, каждый рабочий день которого был непредсказуем.

О продукции НЗАС читайте здесь.

Как строили автомобили в позднем СССР кратко описано здесь.

С технологической оснащённостью НЗАС можно ознакомиться здесь.

Кто руководил НЗАСом в советское время написано здесь.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.