Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Партийный билет» - самый страшный и подавляющий советский фильм

Безусловно, этот фильм не ужасен, как произведение искусства. Больше того, он интересно выстроен, мастерски смонтирован и великолепно срежиссирован. Всё-таки, Иван Пырьев — классик с мировым именем, а не так, случайное «нечто», залетевшее в профессию по знакомству. Именно поэтому фильм — кошмарен. Он вызывает страх даже теперь.

При том, что это, как вы понимаете, не хоррор. Тем не менее, в моём детстве, пришедшемся на брежневские времена (когда в моду вошло любое ретро) фильм не показывали, предпочитая крутить весёлые комедии, вроде «Свинарки и пастуха», бодрых «Трактористов», «Кубанских казаков» - это если брать кинокартины того же Пырьева.

Фильм изобилует подобными кадрами.
Фильм изобилует подобными кадрами.

А вот «Партийный билет» (1936) бесстрастно упоминали в числе прочих, если речь шла о карьере мэтра. Посмотрев эту вещь, я поняла — почему. И дело не в том, что сюжет устарел - просто уже в позднем СССР это стало вызывать оторопь. Казалось бы, что такого?

Некий шикарный парень-сибиряк Павел Куганов (его играет один из востребованных актёров сталинской эпохи — Андрей Абрикосов) прибывает в Москву, устраивается на завод и женится на бойкой пролетарке Анне Куликовой (в исполнении тогдашней жены Пырьева — польской красавицы Ады Войцик). Но параллельно выясняется, что Павел - бывший кулак, в своё время убивший комсомольского лидера.

Краивый, деятельный, активный... может оказаться врагом и диверсантом.
Краивый, деятельный, активный... может оказаться врагом и диверсантом.

Больше того, мнимый передовик и партиец (а Куганов делает преотличную карьеру!) — занимается диверсиями и всячески вредит производству. Да, парнишка в конечном итоге мерзко подставляет свою жену - не буду рассказывать, каким образом — это лучше видеть. Но правда торжествует и Куганова уводят в ночь храбрые товарищи-чекисты.

И? Что ужасного, да? Этот фильм показывает, что любой человек вдруг может оказаться не просто гадом, но и диверсантом. Ощущение тотальной обездоленности и подозрительности — а, ну, как жена — тоже враг? Или тесть? Или даже сын-студент? Все - под подозрением. В каждом - видеть сволочь.

Невыносимая экспрессия и нагнетаемый кошмар.
Невыносимая экспрессия и нагнетаемый кошмар.

В отличие от других подобных картин, сделанных топорно и бездарно, «Партийный билет» создаёт особенную атмосферу — вся эта игра теней и крупные планы, поданные в нужный момент. Каждая последующая сцена или даже — реплика — нагнетает дикое напряжение.

Кричащие рты, перекошенность лиц, излом бровей — всё это подаётся с таким надрывом, что даже через столько лет делается страшно. Это вам не карамельные хорроры Голливуда с восставшими из гроба ведьмами и прочими супер-маньяками. Тут всё гораздо страшнее. Повседневность ужаса страшнее любой выдумки. Хичкок — дитя рядом с Пырьевым.

Zina Korzina (c)