Одной из самых знаменитых и знаковых личностей в истории партизанского движения во время Великой Отечественной войны, без сомнения является Сидор Артемьевич Ковпак. Солдат трех войн: воевал в Первую Мировую, Гражданскую, Великую Отечественную. Мужественный патриот своей Родины, он достоин того, чтобы о нем помнили.
Родился (7 июня) 1887 года в селе Котельва (ныне Полтавская область) в крестьянской семье. Был участником Первой мировой войны. Воевал на Юго-Западном фронте, участвовал в Брусиловском прорыве. Воевал, видимо, неплохо: в апреле 1915 года был награжден Георгиевским крестом лично императором Николаем II.
В 1919 году вступил в ряды коммунистической партии. Во время Гражданской войны воевал с немецкими войсками, оккупировавшими Украину, в составе партизанского отряда, а также на других фронтах: на Восточном фронте в легендарной 25-й, Чапаевской, дивизии, на Южном фронте против врангелевцев и деникинцев.
После окончания Гражданской войны вернулся в родные края. Работал военкомом, председателем сельскохозяйственной артели, дослужился председателя Путивльского горисполкома Сумской области УССР (1937 г.). В этой должности встретил Великую Отечественную войну.
Когда началась война, Ковпаку было уже 55 лет. К тому же давали о себе знать старые раны. Тем не менее, он решил бороться с гитлеровцами до победного конца. Когда в сентябре 1941 года гитлеровцы подошли к Путивлю, вместе с 9 товарищами Сидор Артемьевич ушел в Спадщанский лесной массив, где был склад продовольствия, заготовленный Ковпаком заранее. В конце сентября к ним присоединились красноармейцы-окруженцы, а в октябре – отряд во главе с председателем Путивльского райсовета Осоавиахима Семеном Рудневым, впоследствии ставшим близким другом и соратником Ковпака. Отряд заметно увеличился: теперь в нем было 57 человек.
Ковпак был очень талантливым командиром: благодаря его нестандартной тактике ведения партизанской деятельности, не укладывавшейся в привычные схемы, отряд всегда достигал больших успехов. Зимой 1941 года ковпаковцы осуществили рейд в Хинельские, а весной 1942 года – в Брянские леса. На тот момент отряд уже насчитывал около 500 человек. Партизаны воевали, не имея никакой поддержки. Оружие, взрывчатка – все захватывалось в боях. Как часто повторял сам Ковпак: «Мой поставщик – Гитлер».
В своих рейдах ковпаковцы не только громили врага, но и активно агитировали население бороться с гитлеровцами. И то, и другое получалось настолько успешно, что уже 18 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага, мужество и героизм Сидор Артемьевич был удостоен звания Героя Советского Союза. В августе 1942 года Ковпак был переправлен на Большую Землю и был лично принят Сталиным и Ворошиловым. Там он вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании, на котором обсуждались многие актуальные на тот момент вопросы, такие как координация и расширение зоны действий партизанских соединений, и др. Сумскому партизанскому соединению, которым командовал Ковпак, поставили задачу совершить рейд за Днепр с целью диверсионно-пропагандистской деятельности во вражеском тылу.
В середине осени 1942 года ковпаковцы, выполняя задание Центра, переправились через Днепр, Десну и Припять, начав действовать на Житомирщине, где провели операцию «Сарненский крест». Одновременно было взорвано пять железнодорожных мостов на магистралях Сарненского узла и уничтожен гарнизон в Лельчицах. За эту блестящую операцию в апреле 1943 года Ковпаку присвоили звание генерал-майора.
Пожалуй, самая известная операция Сумского соединения – Карпатский рейд. Начался он летом 1943 года. К этому моменту под командованием Ковпака было около 2000 человек. Операция выдалась очень сложной: ландшафт была неблагоприятен для скрытых действий, партизанам приходилось постоянно совершать непривычные для них переходы по открытой местности. К тому же, население Прикарпатья было гораздо более лояльно к немцам и венграм, чем на востоке Украины. Ковпаковцам приходилось вести бои как с гитлеровцами и их союзниками, так и с бандеровцами. Но особенно тяжелые сражения велись с частями СС генерала Крюгера.
В результате рейда была на долгое время задержана отправка гитлеровских подкреплений на фронт Курской дуги. Но и партизаны понесли серьезные потери: погиб комиссар соединения Семен Руднев, а сам Сидор Ковпак был тяжело ранен в ногу. Чтобы избежать полного окружения и уничтожения, ковпаковцам пришлось разделиться на несколько автономных отрядов и порознь возвращаться. На Житомирщине отряд вновь соединился.
Сидор Ковпак в конце 1943 года был отправлен в Киев на длительное лечение. Он больше не воевал. 4 января 1944 года за проведение Карпатского рейда он получил вторую "Золотую Звезду". Тогда же, в январе 1944 года, Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени С. А. Ковпака и приняла командовании заместителя Сидора Артемьевича по разведке, Петра Вершигоры (кстати, получившего в августе 1944 г. за успехи в партизанской деятельности звание генерал-майора) . Дивизия совершила еще несколько рейдов по западным территориям УССР и БССР, а также Польши (Польский и Неманский походы), в июле 1944 года соединилась с частями РККА.
После войны Сидор Артемьевич работал на руководящих партийных должностях: с 1944 года – депутат Верховного Совета Украинской ССР, с 1947 – заместитель Председателя Президиума Верховного Совета УССР, а с 1967 года – член Президиума Верховного Совета Украинской ССР.
Умер Сидор Артемьевич Ковпак, солдат трех войн, 11 декабря 1967 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Повсеместные эксперименты над историей не обошли и прославленного партизанского командира: в 2016 году был демонтирован памятник Ковпаку в Киеве, еще раньше такая же участь постигла посвященную ему мемориальную доску в городе Яремче Ивано-Франковской области. И это очень страшно. Уничтожение памятников в рамках “декоммунизации” (как сейчас пафосно называют это явление) чревато прежде всего тем, что таким образом стирается память о Войне и о ее героях, которые замещаются совсем другими персонажами, зачастую воевавшими на стороне Врага.
Цель этих экспериментов понятна: чем меньше люди помнят о трагедии Великой Отечественной войны (да и Второй мировой, если смотреть в целом), тем проще будет толкать человечество к новой глобальной войне. Уже сейчас начинает рваться множество “исторических мин”, которые оставила после себя Вторая мировая война: постоянные склоки между европейским странами – кто, кому, чего и сколько должен, такая же ситуация – в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Расчесывая старые раны в угоду текущей политической повестке, можно зайти так далеко, что возврат будет невозможен. И памятники – это если не последний, то предпоследний рубеж перед Великим Забвением, которое повлечет за собой новую Трагедию.