Одной из важных задач данной статьи является разъяснение роли духовно-психологических и нравственных факторов формирования толерантности в казахстанском менталитете. Изучение данного аспекта проблемы позволяет выявить социальные и духовные основы и факторы, влияющие на формирование толерантного сознания и поведения человека в социуме.
Терпимость, как известно, трудно измерить с помощью анализа результатов обследования, поскольку для определения степени, в которой люди будут мириться с несогласием или разнообразием, их необходимо спросить об их конкретном отношении и реакции, и всегда существует вероятность того, что альтернативный предмет вызвал бы иной ответ.
В настоящее время дискуссии о культуре и духовности в абстрактно-теоретической форме могут показаться излишними в силу объективных и субъективных причин, особенно когда речь идет о специфических проблемах казахстанского общества. Поэтому это мотивирует к изучению особенностей менталитета Казахстана, которые находят свое отражение в решении духовных, социальных, экономических и политических проблем общества.
Вопрос толерантности в Казахстане широко распространен и имеет множество аспектов в силу своей неоднозначности. Изучение феномена толерантности носит междисциплинарный характер, поскольку социокультурная динамика нашего общества дает нам проблемы, которые могут быть решены только при полном анализе текущих социокультурных задач.
Как известно, мышление нации - это результат совместной духовной жизни народов, населяющих пространство Евразии. На его формирование, а также образ жизни влияют обычаи и традиции, культура, сложившаяся во времени система духовных ценностей. Иными словами, казахстанское мышление является целостной духовной формой, характеризующей самобытность духа казахстанского народа.
Вообще говоря, менталитет этой нации представляет собой духовный синтез ценностей и мировоззрений Востока и Запада. В основе этого синтеза лежит единство воли, ума и сердца. Они формируют определенную целостность в сердцевине казахстанского мышления. Между ними нет никакой оппозиции или господства друг над другом. Здесь все единое и взаимосвязанное.
Проблемы
В настоящее время в психологии и дисциплинах, связанных с человеком и его проблемами в социальном мире, термин "терпимость" используется по-разному. Не менее интересен и вопрос о том, какое понимание толерантности преобладает в обычном сознании.
Неудивительно, что те, кто является бенефициарами толерантного отношения других, не всегда ценят скрытое неодобрение, которое подразумевается под тем, что они терпимы другими.
Проблемы психосоциальных моделей поведения, как и проблема ненасилия, напрямую связаны с проблемой толерантного поведения, а точнее, с проявлением "моделей поведения и психических проектов глубокого психологического утверждения, характерных для тех или иных крупных социальных образований, малых социальных групп и отдельных лиц, закрепляющих "собственные пространства".
Толерантное отношение - это повседневный "опыт" различных "относительных" ситуаций встречи "чуждости" в культурном общении, политическом взаимодействии и общем взаимопроникновении. Сознание всегда выбирает, обостряет или игнорирует информацию, оставляя часть ее информационного содержания, что подтверждает правильность личной точки зрения и уменьшает несоизмеримую с нашим мировоззрением "позицию".
Для каждого человека конкретные способы представления мира образуют комплекс интересов, привычек, симпатий и антипатий, правил поведения, тем самым отличая людей друг от друга, создавая индивидуальную модель мира каждого человека. Поведение человека будет понятно, если понимать стратегию выбора, которая обусловлена поведенческими моделями каждого человека, и соответствующие конфигурации восприятия мира. Сложность оценки заключается не в неправильном выборе, а в ограниченности этого выбора по субъективным и объективным причинам.
Очевидно, что формирование личности происходит в конкретной, социальной и информационной среде, поэтому изменение значимых качеств этой среды неизбежно приводит к изменению поведения человека. Отчасти наоборот - изменение поведения личности и особенно достаточно большой группы людей (так называемая "критическая масса") приводит к качественным изменениям окружающей среды на информационном и фактическом уровне. Фактически меняется модель социального взаимодействия, происходит переход от конфликтных и неудачных стратегий поведения к успешным, продуктивным и толерантным моделям взаимодействия.
Терпимый контекст формирования мнений и суждений людей сегодня рассматривается как одна из важнейших и существенных характеристик самобытного демократического государства.
Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня современной личности. В частности, признание суверенитета и ценностей другого человека является необходимым условием не только для социальной, экономической и других форм интеграции, но и для выживания в современном экономическом, культурном и социальном пространстве.
Человеческая терпимость, сформировавшаяся в период становления личности, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе. Считается, что способность адекватно оценивать и принимать иную точку зрения является одним из критериев для человека, обладающего устойчивыми социальными и моральными убеждениями, способного к социальной адаптации и социальному творчеству, к получению и обработке новой информации.
В контексте менталитета Казахстана проблемы толерантности имеют иной оттенок, они связаны с социально-экономическими условиями жизни общества. В умонастроениях Казахстана проблемы толерантности проходят эволюционный процесс от традиционного к гражданскому обществу, они проходят через столкновения политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и конфессиональных интересов людей. Эти столкновения даже сказались на мировоззренческих основах человеческой деятельности, хотя эта информация невелика.
За последние двадцать лет влияние религии значительно возросло и сказалось на общественной жизни общества. Все виды религиозных сект были официально зарегистрированы и получили "общественное благословение" в лице Министерства юстиции. Они проповедуют среди граждан республики свои мистические, а порой и вредные учения. Проповедническая деятельность, а также распространение миссионерской литературы среди населения стали обычным делом. Короче говоря, общество восприняло религиозную эйфорию.
Терпимость - это сложный умственно-нравственный комплекс, отвечающий за различия и особенности организации личности, за прямое влияние и "поддержку" важных моделей поведения и ценностей, основанных на социальном взаимодействии. Она представляет собой определенный качественный уровень коммуникабельности, устойчивости и стабильности коммуникации, сравнительной работы и консолидации общества в условиях социальной острой конкуренции и проявления естественного интенсивного любопытства и "сопротивления" по отношению к психологическим и культурным различиям в мировом масштабе.
Методы исследования
Основными методами исследования являются анализ и системный анализ. Эти методы позволяют выявить специфические социальные параметры толерантного поведения в обществе. С их помощью определялась степень толерантности в обществе, на основании которой определялись социальные группы толерантности.
Результаты
Толерантность как качество личности в основном базируется на гуманистическом мировоззрении. Контрастируя нетерпимость к терпимости, можно отметить, что первая предполагает враждебное отношение к любому человеку в качестве потенциальной готовности к совершению психологического, морального и физического насилия. В свою очередь, насилие определяется как поведение, предполагающее целенаправленные действия, направленные на причинение физического вреда или травмы другому лицу.
Психологическое или моральное насилие также может привести к причинению физического вреда. Следовательно, нетерпимое поведение подразумевает субъективное враждебное отношение и решимость совершать разрушительные физические действия по отношению к другому человеку. В связи с этим, в нем должны содержаться ссылки на характеристики агрессии и агрессивного поведения.
С психологической точки зрения, "терпимость" - это морально-психологическое качество. Она выступает в качестве "значимого" субъективного фактора, способствующего повышению надежности традиционных взаимодействий. Это "цивилизованная" форма психологической, социальной, поведенческой, моральной реакции субъектов на расхождения интересов и позиций сторон договорных отношений".
В основе терпимости лежат такие ценности, как любовь, совесть и справедливость. Наконец, терпимость как основа духовного единства возможна тогда, когда есть диалог, реальное общение, встречное движение. Поэтому сегодня пришло время научно-философской общественности Казахстана высказать свое мнение по этому вопросу, и местные власти должны принять против них правовые меры. Учитывая, что дальнейшее терпеливое отношение к казахстанцам может вызвать негативную реакцию, особенно с учетом того обстоятельства, что религиозное сознание сливается с национальным в сознании многих казахстанцев.