Когда Юлиана Николаева отрисовывала с дизайнером этикетки для арахисовой пасты и предвкушала открытие своего бизнеса, случились санкции. И арахис, прежде стоивший 70 рублей за килограмм, поднялся до 129 рублей. Помешало ли это развитию бренда, зачем непременно открывать свое производство и как продать из дома свой продукт всем торговым сетям, предпринимательница рассказала Moscow.Business.
В последнее время, когда я кому-нибудь рассказываю про свой проект и показываю фото продукта в социальных сетях, все чаще слышу в ответ: «О, я знаю Nattys! Я видел эту пасту в магазине!» 15 сентября нашей компании исполнилось три года. Я и сама не заметила, как из трех человек нас стало более 20, как заполнились 500 м² производства и склада. Когда ты в процессе, то перестаешь замечать, как все это растет каждый день. Ты радуешься только самым крупным победам, забывая про микроцели, которые только что были так значимы.
Я выросла в небольшом городе под Владимиром в большой и сильной семье, где каждый третий был предпринимателем: производителем или торговцем. Много работать, думать и никогда не сдаваться — это то, что всегда было и есть главным для моей семьи. После колледжа я переехала во Владимир, поступила в университет.
Свой первый бизнес начала в 20 лет, на втором курсе, вместе с партнером развивала сеть специализированных магазинов, это было и дистрибуцией, и розничной торговлей, и оказанием услуг, и организацией обучающих мероприятий. Еще у меня был период восстановления после травмы, и именно тогда я серьезно задумалась о том, что я ем. Тогда, в 2015 году, шла самая первая волна активного развития ЗОЖ, акцента на правильном питании, блогеры буквально атаковали пользователей соцсетей рецептами и инструкциями, как быть лучшей и здоровой версией себя.
Экспериментируя с разными рецептами и вкусами, я создала арахисовую пасту. Я мониторила местные торговые сети на наличие вкусных, натуральных десертов. И выбрала производить пасту, а первые продажи через инстаграм показали, что потенциал рынка большой, конкурентов мало. Мне было понятно, как сделать продукт, продать его и масштабировать. На разработку бренда, логотипа, компоновки и визуального образа этикетки ушло около полутора месяцев.
Мы вместе с техническим дизайнером отрисовали все мои идеи. Вариантов этикетки было, по-моему, свыше 100. Именно в этот период ввели первые санкции. Я помню день, когда пришла в «Глобус» и увидела пустые витрины в отделах сыров, фруктов. Арахис, который я закупала по 70 рублей за кг, теперь стоил 129 рублей. Кстати, эта цена на опт держится до сих пор.
Я подала на участие в двух конкурсах Forbes — «Школа молодого миллиардера» — и разместила проект на краудфандинговой платформе Boomstarter. Именно после этого в марте 2016 года я переехала в Москву, познакомилась со множеством людей, которые со мной и сейчас. Через полгода мы привлекли первые инвестиции и 15 сентября основали компанию.
На момент основания в команде было три человека. Все было сложно, подходящее помещение искали несколько месяцев. Готовых решений не было. Нам не попадались места, в которые можно было бы просто въехать, подключить и поставить оборудование. У пищевых производств строгие и жесткие требования ко всему, особенно к помещению.
После того как с этим решили, начался процесс получения разрешений, тотальных клинингов, проведения электрики, закупок первого оборудования. В России нет готового оборудования, линий, решений для производства арахисовой пасты. Мне пришлось придумывать, как масштабировать мой процесс приготовления продукта на крупное полупромышленное оборудование. Какое-то время фасовка была ручная или полуавтоматическая. Первая линия дозировки у нас появилась только в прошлом году, а полноценный запуск случился лишь в этом.
Организация своего производства — это не начать бизнес при контрактном производстве. Но у меня был именно такой план, я не читала чужие истории успеха или провала, как и кто запускал производство или бизнес с аутсорсингом производственных площадок. Два года назад я точно знала, что если хочу продолжить делать свой продукт хорошо и поддерживать его качество, то должна сделать свое собственное производство и пройти весь этот путь.
«Содержать собственное производство — дорого. У нас в штате работают крупные профессионалы, трудившиеся до этого в компаниях-гигантах. Хотя в целом команда небольшая, на производстве в смену работает до 15 человек. Мы очень редко привлекаем аутстаффинг, в высокий сезон нам приходилось прибегать к этому, но тем не менее я не думаю, что это хороший способ для производства качественного продукта. Все же свои люди и команда — это безопасность и надежность, несмотря на высокие затраты».
Наиболее важный аспект пищевого производства — пищевая безопасность. В нашей команде, например, есть директор пищевой безопасности и, конечно же, технолог. У нас внедрены системы качества и безопасности HACCP и ISO 22000, есть группа HACCP и ежедневный контроль над этим. Не многие производства, даже значительно больше нашего, могут действительно соответствовать критериям этих систем. Это огромная проделанная и ежедневная работа. В том числе и большие затраты.
Nattys является поставщиком федерального ретейла. Это торговые сети «Перекресток», «Карусель», «Лента», «Азбука Вкуса» и другие. Мы представлены и на маркетплейсах Ozon, «Беру». Это работа полутора последних лет. Я сама занимаюсь продажами и работаю с крупными сетями. Продажами в компании у нас занимаются всего два человека. Поэтому за последний год был проделан титанический труд в этом направлении.
Многих удивляет, но я работаю дома все три года. Я приехала в Москву четыре года назад, но редко куда-то выбираюсь. Я не часто бываю на производстве. Это помогает мне быть максимально эффективной. Не люблю офисы. Мой HomeOffice — самое правильное решение: не нужно тратить много времени на дорогу или сборы. Это отвлекает от главного — от работы и процессов.
Еще я не люблю тратить много времени на встречи или очные переговоры. Я уверена, что все можно решить гораздо быстрее и продуктивнее телефоном и email. Поэтому можно сказать, что во все торговые сети я поставила продукт, не выходя из дома. В этом году мы увеличили оборот по сравнению с прошлым в два раза. Это хороший рост, учитывая, что мы производим только ореховые пасты. Затраты при этом пока превалируют: постоянное увеличение производственных мощностей, новые договоры, выстраивание взаимоотношений с поставщиками, внедрение систем менеджмента пищевой безопасности, многие процессы еще оптимизируются.
Записала Валерия Дикарева
Фото: Анна Касьянова