Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Простое ли дело - выстрелить торпеду?

В фильмах про подводников обязательно покажут этот момент - стоящий на "товсь!" у торпедного аппарата торпедист по команде из центрального поста дёргает рукоятку пускового устройства и через короткое время следует доклад: "Торпеда вышла!". Вот снимок стрельбового щита лодки проекта 613 с клапанами торпедной стрельбы и эти рукоятки:

Начинается отсчёт по секундомеру времени хода торпеды, соотнося его в уме с пройденным расстоянием. На снимке военного времени слева (с секундомером) командир БЧ-2-3 подводной лодки К-22 старший лейтенант Г.И. Сапунов.

-2

А все ли в курсе, что в момент пуска торпеды присутствующие в торпедном отсеке получают приличный хлопок по ушам? И страдающим гайморитом придётся очень несладко? Впрочем, таких людей стараются на подводные лодки не допускать.

Торпеда в зависимости от типа весит от одной до двух тонн и чтобы выбросить такую массу из трубы торпедного аппарата, давление воздуха должно быть очень приличным. К сожалению, конкретной цифры не нашёл, может среди читателей есть бывалые минёры и поделятся в комментариях?

На надводных-то кораблях никаких проблем нет. Бабахнули сжатым воздухом или даже пороховым зарядом - и торпеда пошла своим путём в воду, а газы - в атмосферу.

-3

На лодке - другое дело, если пусковой водух выскочит из аппарата, то на поверхности воды появится замечательный бурлящий пузырь, указывающий местонахождение коварного невидимого врага.

Поэтому уже давно стало применяться специальное устройство беспузырной стрельбы. Когда торпеда проскакивала примерно две третих длины торпедного аппарата и набирала уже хорошую скорость, открывался специальный перепускной клапан и сжатый воздух из аппарата сбрасывался внутрь отсека, резко повышая в нём давление. А если стрельба залпом?

Поэтому на том же 613 проекте в момент стрельбы могли открывать переборочные люки между первым и следущими отсеками, что увеличивало объём помещений и снижало динамический удар.

Но это лишь один из сопутствующих торпедной стрельбе аспектов. Рассмотрим и другие.

Торпеда не вплотную прилегает к стенкам торпедного аппарата, к тому же имеет закруглённую носовую и сужающуюся на конус хвостовую части. Все эти пустоты до стрельбы заполнены воздухом при обычном давлении. А снаружи давление воды может составлять несколько атмосфер, в завсимости от глубины погружения. Чтобы открыть переднюю крышку аппарата, воспринимающую это давление, надо выравнять с ним внутреннее. Делать это с помощью сжатого воздуха глупо, ведь при открытии крышки он может вырваться наружу.

Если по отдельному трубопроводу заполнить этот зазор забортной водой, то нарушится дифферентовка лодки, весить эта вода будет немало. Поэтому кольцевой зазор в торпедном аппарате перед стрельбой заполняют водой, которую возят с собой в специальной цистерне кольцевого зазора, причём опять же она должна находиться вблизи торпедных аппаратов, чтобы не нарушить дифферентовку (или если более понятно - балансировку лодку по длине) перед самой стрельбой. Воздух выдавливается внутрь отсека.

Теперь можно выравнять давление в аппарате с наружным, не приняв ни литра забортной воды и открыть переднюю крышку без риска демаскировать лодку.

Но вот торпеда (или несколько) покинула торпедный аппарат, который заполнился забортной водой. Нужно аппараты перезарядить - куда девать эту воду? Она сливается в специальную торпедозаместительную цистерну, причём центр её тяжести по возможности располагается в одной плоскости с центром тяжести запасных торпед, хранящихся на стеллажах. Разницы в весе компенсируется с помощью уравнительной цистерны, а возможное небольшое изменение дифферента перекачкой воды из кормовых дифферентных цистерн в носовые.

На этом снимке торпедный отсек более нового поколения, чем 613 проект. Овалом обведён стрельбовой щит:

-4

Я изложил все эти тонкости наиболее доступным и упрощённым языком, ведь журнал читают не только люди, знакомые со всем этим, думаю что и далёким от подводного флота было интересно. Хотел было ещё рассказать о том, как конструкторы боролись со следом от торпеды, благодаря которому на раннем этапе развития этого оружия при внимательном контроле вахтой водной поверхности у надводных кораблей существовала возможность увернуться от удара. Но думаю, за один раз многовато технических подробностей получится. Наверно, в другой раз.

Впрочем, могу предложить уже опубликованные статьи на эту тему:

Нужны ли кочегары для двигателей торпед?

Почему торпеду называют торпедой, а торпедистов - минёрами

Зачем круглой торпеде "торпедный треугольник"

.......................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь