Найти тему
О Жизни и об Истории

По поводу критики Владимиром Путиным министра Котюкова (в системе образования и науке нужны радикальные перемены)

Министр молод, но профессионал ли он в своей сфере? Фото из открытых источников
Министр молод, но профессионал ли он в своей сфере? Фото из открытых источников

Раскритиковал Президент министра науки и высшего образования Владимира Котюкова. Публично. Ибо бюджетных мест в магистратурах маловато (и вопрос касается не только Воронежа, применительно к которому прозвучала критика). Министр начал было оправдываться, ссылаясь на статистику. В ответ прозвучало: «Плохо, значит, что вы основываетесь на голых статистических данных, не понимая, что происходит на земле, в жизни. Плохо!»

Бюджетных мест в ВУЗах должно быть больше. Фото из открытых источников
Бюджетных мест в ВУЗах должно быть больше. Фото из открытых источников

Однако, на мой взгляд, если какие-то положительные изменения и будут внесены, то примут эпизодический характер и радикально положение дел не изменят. Ибо высшее образование коммерциализируется. Отсюда – дефицит бюджетных мест. Неизбежный. ВУЗам же это выгодно, хотя подлинных ученых стране это не прибавит. Разве не так?

Да и сама личность министра… Никакого отношения он к науке и образованию, с точки зрения профессиональной принадлежности, не имеет. Управленец. Без опыта преподавательской работы в ВУЗе. Глянул я его заместителей, также не нашел граждан, обладающих опытом работы в образовательной сфере, да и с наукой там практически никто не связан, за исключением одного-двух человек.

Пожалуй, достоинство (говорю с иронией, разумеется) у министра только одно и вполне предсказуемое: он член «Единой России». Но что-то мне подсказывает: этого недостаточно для эффективного руководства наукой и образованием.

Куда нас приведет ЕГЭ? Фото из открытых источников
Куда нас приведет ЕГЭ? Фото из открытых источников

Кроме того, считаю, что в данных сферах, от которых зависит будущее государства, нужно делать не косметический ремонт, а проводить кардинальную реформу, выраженную в отказе как от Болонской системы, так и от ЕГЭ. Причем чем раньше откажемся, тем лучше. Главное – чтобы поздно не было.

Кстати, в том разговоре Президент вполне резонно поинтересовался у министра по поводу его мнения относительно целесообразности бакалавриата и магистратуры на таких факультетах как филологический. В самом деле – зачем такое нагромождение?

Популяризация науки - насущнейшая задача современного общества . Фото из открытых источников
Популяризация науки - насущнейшая задача современного общества . Фото из открытых источников

Далее, необходима популяризация науки в целом: и через СМИ, и посредством повышения престижа в обществе статуса ученого. Я уже писал в одной из статей: без фундаментальной науки государство не конкурентоспособно в принципе.

В общем, нынешний министр молод, от проблемах, связанных с наукой и образованием весьма, как мне представляется, далек. Так что мой прогноз – пессимистичный, о чем уже писал в статье, посвященной академику Борису Викторовичу Раушенбаху («Пророчество? академика Раушенбаха…» https://zen.yandex.ru/media/id/5d513de835c8d800ac849200/prorochestvo-akademika-raushenbaha-bez-nauki-u-rossii-net-buduscego-k-teme-indii-rafale-i-su-30-mki-5d8c8e5a79c26e00ae002fe0).

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.

Игорь Ходаков