Найти тему
Предпринимай!

«Как назло, для этого вида деятельности нет налоговых каникул». Анастасия Скляр, кафе «Моби Кит»

Оглавление

Анастасия и Артем всегда мечтали о хиппи-мобиле. Накопили денег, купили его, переоборудовали в кофейню и стали ездить по фестивалям. Так появилось кафе «Моби Кит». Анастасия Скляр рассказала Mocsow.Business о том, как бросила университет ради кофе, какие первоначальные инвестиции потребовались проекту и что самое главное — не думать о плохом.

Свой бизнес вместо диплома

Мы с мужем познакомились, когда нам было по 13 лет. С тех пор мы мечтали о фургоне и путешествиях. Артем переехал в Москву из Воркуты, а я — из Хабаровска. Я училась в медицинском университете имени Сеченова на провизора. А он из-за любви к машинам окончил колледж по специальности автомеханик.

Со временем я поняла, что медицина — это не мое, и даже не стала оканчивать университет. Но любовь к кофе, как ни странно, родилась во время учебы. Мы живем достаточно далеко от центра города, и каждое утро мне приходилось вставать рано на пары, идти до станции, садиться в тесную электричку и ехать в институт, который был мне ненавистен. Я буквально заставляла себя это делать и утешалась одной только мыслью, что приеду на Курский вокзал, а там моя любимая кофейня, я выпью кофе и день станет намного лучше. Там работали крутые бариста, которые всегда искренне интересовались, как у меня дела и что там у нас за очередная непонятная тема на семинаре по химии. Когда я приняла решение уходить из института, мне пришла мысль, что я хочу заниматься кофе и точно так же дарить радость и бодрость другим людям.

Я разместила объявление, что хочу пройти обучение на бариста с дальнейшим трудоустройством. Месяц не было никаких предложений. Тогда я уехала на море автостопом и, пока была в Ялте, мне написали ребята, которые открывали новый проект, пригласили пройти обучение и работать у них. Как только я приехала, все и завертелось.

Анастасия и Артем, основатели «Моби Кит» (Фото: instagram.com/mobykit_cafe)
Анастасия и Артем, основатели «Моби Кит» (Фото: instagram.com/mobykit_cafe)

Хиппи-мобиль вместо кофейного островка

Мы с мужем не брали кредитов, работали два года практически без выходных. На его зарплату мы жили, а мою откладывали. Я делала рискованные вклады в бизнес своего друга под хорошие проценты, опираясь лишь на честное слово. Я понимала, что могу вообще ничего обратно не получить. В итоге мы накопили более или менее приличную сумму для открытия кофейного островка. Но в последний момент решили все переиграть: потратили все собранные деньги на фургон и переделали его под кофейню.

Эта машина — наша детская мечта. Автобус ассоциировался со свободой и путешествиями. Это были отголоски 70-х и культуры хиппи. Нам хотелось Volkswagen Т-2, истинный хипповский бус, но в итоге мы взяли Т-3, как из фильма «Скуби-Ду», потому что он более неприхотлив в обслуживании, больше в габаритах и управление у него значительно проще (кто хоть раз сидел в Т-2, поймет, о чем я).

Автобус обошелся в 350 тысяч рублей. Денег на его переделывание не было, поэтому еще год копили. Все делали сами: на Артеме были внутренние работы по технической части, а я занималась дизайном и отделкой. Переоборудование обошлось приблизительно в 650 тысяч рублей. В эту сумму входят все технические работы с самим автомобилем, дизайн, кофейное оборудование, а также перевод кофейной машины на газ.

Уже третий год мы работаем на фестивалях с фургоном, ездим на различные мероприятия и в ноябре 2018-го открыли стационарную кофейню в жилом комплексе. Это наш семейный бизнес, но этим больше занимаюсь я, у мужа по-прежнему остается основная работа в автосервисе.

instagram.com/vosmitakt
instagram.com/vosmitakt

Инвестиции, налоги и благотворительность

Мы очень долго выбирали помещение для кофейни: нам хотелось, чтобы кофейня была прямоугольная, длинная, без окон, с большими стеклянными дверьми. Мы не рассматривали вариант без ремонта, но потом увидели помещение мечты и оно… было вообще без отделки: голые стены, даже коммуникации под воду и канализацию не были выведены. Но мы не испугались и взялись за дело, с нуля сделали весь ремонт. Если говорить о конкретных цифрах, то изначально было 750 тысяч рублей — этого хватило на аренду, ремонт и часть оборудования. Параллельно с ремонтом мы также продолжали ездить на все фестивали — это принесло около 150 тысяч рублей, и 300 тысяч дали родители. Эти деньги пошли на закупку остальной техники, мебели и рекламной продукции. Естественно, это не конечная сумма, потом приходилось еще что-то докупать, улучшать, ремонтировать, да и сейчас еще многое требуется. Плюс ежемесячные траты: коммунальные платежи, налоги, закупка товара, заработная плата работникам.

К слову, о налогах. В самом начале было довольно тяжело. Во-первых, разобраться с системой налогообложения: что, куда и зачем. Нет никакой консультативной базы в самих налоговых органах, по текущим вопросам на стадии оформления документов при открытии дела. В целом, в госучреждениях, которых пришлось обойти множество, нет какой-то организованности, если так можно сказать. Одни направляют к другим, те — к третьим, а они, в свою очередь, не понимают, зачем я вообще к ним пришла. Доходя до конца этой цепочки, я и сама уже не понимала, куда и зачем пришла.

Во-вторых, финансово накладно. И как назло, для этого вида деятельности нет налоговых каникул. Мне кажется, в целом для всего малого бизнеса было бы правильно ввести какую-то отсрочку в выплате налогов, хоть на какой-нибудь период у самого старта. Помимо всего прочего я периодически делаю взносы в благотворительные фонды. И я знаю (но пока не до конца в этом разобралась), что есть возможность частично возмещать налоги за счет благотворительности. Я считаю, что лучше я побольше отдам денег в подобные организации и буду уверена в том, как и на что расходуются мои средства, где передо мной отчитываются за каждую копейку.

instagram.com/mobykit_cafe
instagram.com/mobykit_cafe

Первый бизнес — еще в школе

У меня мама ведет свое дело с 19 лет. И я росла в этой среде, наблюдала, училась, поэтому для меня это не что-то чуждое или далекое. Первый опыт предпринимательства у меня был в начальных классах школы. В киосочке канцелярских товаров, что находился на первом этаже, покупала календарики за рубль пятьдесят и на третьем этаже продавала за пять рублей. Потом в подростковом возрасте, лет в 15–17, увлеклась фотографией. Проводила фотосессии свадеб и праздничных мероприятий. Затем, в 17 лет с подругой решили открыть творческий хенд-мэйд-магазин. У родителей было свободное помещение, друзья помогали с ремонтными работами, а мы с подругой придумали дизайн и создавали украшения, креативные вещи, предметы интерьера и многое другое. Хотя это все равно мало помогло, когда я самостоятельно, лицом к лицу столкнулась с бюрократией. Начинать что-то новое всегда очень тяжело, но это определенно того стоит.

Несмотря на то что кофейня — это более стабильный бизнес, мы продолжаем ездить по фестивалям с фургоном. Конечно, это риски, есть высокая вероятность того, что не только ничего не заработаешь, но и уйдешь в минус. А можно сделать лишь за один выезд месячную выручку.

Продажи на фестивалях зависят от множества переменных: количества человек, точек с едой, погоды, платежеспособности гостей, города, времени года, продаются ли билеты на мероприятие или оно бесплатное и т.д. Мы заранее заключаем договор, вносим арендную плату, поэтому отказаться от участия уже не можем, даже если весь день идет ливень.

Холодное лето 2019-го

В этом году, например, у нас был самый провальный фестиваль за все время нашего существования — JapanCarFest2019. Тут дело было не в погоде или времени года, а в человеческом факторе: организаторы говорили, что будет около пяти тысяч человек, на деле было около 300. В минусе оказались все — и фургоны с напитками, которые заплатили по 15 тысяч за участие, и с едой — с которых взяли по 40–50 тысяч. И вот как тут угадаешь? Мероприятие проходит не первый год, публика платежеспособная, организаторы на слуху.

Есть очень приятные для нас фестивали. Нам очень нравится детское «Архстояние». Не сказать, что оно лучшее по прибыли, но там собирается очень много творческих людей, и мы морально отдыхаем на нем. Есть мероприятия с высокой арендой, когда ты трясешься, что нужно отбить деньги за сырье и аренду, большую часть дня работаешь без остановки, только чтобы в ноль выйти.

Холодное лето, как в 2019-м, конечно, влияет на продажи. Нам есть, с чем сравнить, мы работали в 2018 году, когда весь сезон стояла жара. У нас в ассортименте есть холодный кофе и по факту любой напиток можно сделать со льдом. Есть несколько вариантов кофе с соком, с тоником, есть «колд брю». Если погода теплая, то 35–40% процентов выручки приносят холодные напитки. Но в этом сезоне было всего несколько жарких фестивалей, поэтому холодные напитки составили около 15% за все лето.

Планы и амбиции

Взлеты и падения есть всегда, главное — не отчаиваться. Несмотря на какие-то неудачи и черные дни, у меня все равно есть амбиции и идеи дальнейшего развития. Хочется открыть заведение побольше и с полноценной кухней, но это пока на стадии концепции. В ближайшей перспективе планируем открыть несколько точек coffee to go где-нибудь в местах большой проходимости людей — в торговых и бизнес-центрах. Затем оформить франчайзинг, что будет обеспечивать стабильный повышенный доход. И в дальнейшем, как итог всего — открыть более серьезное полноценное заведение.

Кофейня — не какая-то инновационная идея, уж тем более в Москве, и мой подход (интересный дизайн плюс душевность в каждой мелочи) не носит единичный характер, но если оградить себя от плохих мыслей и просто делать свое дело, то все обязательно должно получиться.