Найти тему
Nostalgiа

СССР единственная страна, в которой полицейские читали Хэмингуэя

Американский писатель Джон Стейнбек, после выхода в свет своей самой известной книги "Гроздья гнева" стал знаменит на весь свет. Особую популярность роман о разоренных и обездоленных фермерах приобрел в Советском Союзе. Писателя вместе с репортером Робертом Капа пригласили в страну советов.

Перед отъездом в СССР, писателю и репортеру пришлось выслушать немало советов и предупреждений от знакомых, которые по меткому замечанию Стейнбека никогда не были СССР. Их пугали голодом и гэбистскими застенками, многие начали подозревать писателя в тайных связях с Кремлем: «по-другому бы вас в Россию не пустили».

Иностранцев разместили в большом номере в "Савое". Капа из окон номера нашел отличный ракурс и стал снимать жизнь московской улицы. Как потом позже стало известно, в доме напротив была фотомастерская, один из "сотрудников" которой, неотрывно следил за окнами американских гостей : «По всем правилам игры, пока мы фотографировали вас, он снимал нас».

Позже писатель напишет книгу о своем пребывании в Советском Союзе, одна из историй опубликованных в ней просто потрясающая:

Джон Стейнбек в редакции газеты "Известия" 1963 г.
Джон Стейнбек в редакции газеты "Известия" 1963 г.

«Зашел я в гастроном посмотреть, что продают. Пока стоял, подошел ко мне человек и начал что-то говорить. Ну, я по-русски ни слова не знаю, а он понял, выставил один палец и говорит «рубль, рубль!». Ну, я понял, что ему нужен рубль. Я дал ему. Он так выставил ладонь, мол, стой, куда-то ушел, очень быстро вернулся с бутылкой водки, сделал мне знак, чтобы я пошел за ним. Вышли из магазина, зашли в какой-то подъезд, там его ждал еще человек. Тот достал из кармана стакан, этот ловко открыл бутылку, налил стакан до краёв не проронив ни капли, приподнял его, вроде как салют, и залпом выпил. Налил еще и протянул мне. Я последовал его примеру. Потом налил третьему, и тот выпил. После этого он вновь выставляет палец и говорит «рубль!». Я ему дал, он выскочил из подъезда и через три минуты вновь появился с бутылкой. Ну, повторили всю процедуру и расстались лучшими друзьями. Я вышел на улицу, соображаю плохо, сел на обочину. Тут подходит ваш полицейский и начинает мне что-то выговаривать. Видно, у вас сидеть на обочине нельзя. Я встал и сказал ему единственное предложение, которое я выучил по-русски: «Я - американский писатель». Он посмотрел на меня, улыбнулся во всё лицо и бросился обнимать меня, крикнув - товарищ Хемингуэй, родной!!!

Ваша страна единственная, в которой полицейские читали Хемингуэя»

О истории, произошедшей с писательницей Франсуазой Саган, можно прочитать здесь:

Дом, выигранный в казино