Уже не за горами «юбилейная» трёхлетняя дата введения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, далее-ПП № 354) о том, что с 01 января 2017 года поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (далее -МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (РСО).
Таким образом, начиная с этой даты, РСО стал обязанными предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а управляющие организации (далее-УО) – право предоставления таких услуг с этой даты утратили.
Долгое время сложившаяся судебная практика придавала большее значение факту направления управляющим МКД уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения непосредственно с РСО, нежели другим вопросам по данной теме. Данное явление неудивительно – отрасль ЖКХ долгие годы славится «рабовладельческой» обязательственной практикой для УО.
Стоим отметить, что обязанность УО по направлению уведомлений оспаривалась как «незаконный», однако Решением Верховного суда РФ от 26 декабря 2018 года № АКПИ18-1161 (оставлено без изменения Определением Апелляционной коллегии С РФ от 14 марта 2019 года № АПЛ19-60) повествующий об этом абзац третий пункта 6 Правил признан не противоречащим действующему законодательству.
В настоящей статье речь пойдет об относительно свежем Определении Верховного суда РФ от 16 августа 2019 года № 307-ЭС19-15676.
Суд высшей инстанции определил, что «старые» договоры о коммунальных услугах между УО и собственниками нежилых помещений необходимо разрывать отдельными соглашениями.
По существу спора в пользу РСО с УО была взыскана плата за коммунальные ресурсы, потребленные в нежилых помещениях, несмотря на то, что с 2017 года все собственники нежилых помещений в МКД должны перейти на «прямые договоры» энергоснабжения с РСО.
Учитывая вышеуказанную норму, УО также с 2017 года обязана предоставить РСО сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в её управлении. А если собственник не заключит письменный договор с РСО, та вправе определить объем потребленного в нем ресурса по аналогии со случаями бездоговорного потребления.
Именно на данное обстоятельство ссылалась УО по спору с теплоснабжающей организацией, полагая, что часть задолженности, ей предъявленной, относилась к ресурсам, потребленным нежилыми помещениями в МКД. Следовательно, в этой части УО вообще не являлась надлежащим ответчиком, а взыскивать долги за тепло нужно с собственников этих помещений.
Далее https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/skaz-o-rastorzhenii-starogo-dogovora-kommunalnykh-uslug/