Найти в Дзене
Неальтернативная история

Откуда киргизы пришли на Тянь-Шань, что их связывает с енисейскими кыргызами

Все мы знаем, что в Центральной Азии, в западной и центральной части Тянь-Шаня, расположена Республика Киргизия, или по-киргизски Кыргыз Республикасы. Ее жители, а их число в 2015 году перевалило за 6 миллионов, называются киргизами или кыргызами, что исторически и лингвистически правильнее.

При этом считается, что прародина киргизов находится далеко на северо-востоке в среднем течении Енисея, в Минусинской низменности. Однако сейчас там проживают хакасы, которых раньше называли енисейскими кыргызами, а в советское время - енисейскими татарами.

Так какая связь между енисейскими хакасами и тянь-шаньскими киргизами?

Начать рассматривать историю киргизов следует с далекой древности.

Часто енисейских кыргызов ошибочно отождествляют с динлинами. Это неверно.

Енисейские кыргызы являются генетическими потомками афанасьевцев, проживавших в территории юга Западной Сибири в III-II тысячелетии до н.э. Происхождение афанасьевцев, по мнению ученых, связано с автохтонным неолитическим населением.

Афанасьевцы, как и последующие андроновцы имели европеоидный антропологический тип. Если быть более точным, они принадлежат палеоевропейскому или кроманьонскому типу, отделившегося от основной европейской ветви еще в каменном веке. Попытки установить генетическую преемственность афанасьевцев от носителей южно-уральской ямной культуры выглядят неубедительно. Против их преемственности выступают не только различие в погребальных обрядах, но и генетический материал (без конкретизации гаплогрупп R1a у палеосибирского населения и R1b у населения Южного Урала).

Окуневская культура бронзового века связана с миграцией в Минусу населения из Северного Казахстана и Барабы. Однако окуневская культура не получила повсеместного распространения, некоторое время существуя параллельно с андроновской. И именно андроновская культура под влиянием мигрантов с юга трансформировалась в карасукскую. Это была первая волна миграции монголоидного элемента в Минусу, которая, однако, не смогла существенно изменить генетический состав населения.

Здесь следует заметить, что эти южные мигранты именовались в китайских летописях "жун-ди". Как и андроновцы, жун-ди имели в целом европеоидную внешность, однако из-за многовековых контактов с китайцами в их облике монголоидный элемент был выражен довольно сильно.

В середине I тысячелетия до н.э. В степях Евразии складываются культуры скифского типа. В Минусе это была тагарская культура, в Туве – уюкская, на Алтае – пазырыкская, в Казахстане – сакская. Параллельно в севере Гоби складывается народ хунну (сюнну). Если скифские культуры формировались на базе автохтонного андроновского населения, то хунны являются потомками восточной ветви жун-ди. Подробно о формировании хуннов написано в статье "Хунну - тюркоязычные европеоиды с монголоидной внешностью" (ссылка).

Племена жун-ди в это время в китайских летописях уже именуются чи-ди. Под натиском хунну скифские культуры прекратили существование. Потеснили хунны и чи-ди. Часть из них ушла на север в Минусу, где, смешавшись с местным тагарским населением, стала носителями таштыкской культуры. Другая часть чи-ди под именем ди-ли отошла на восток, где после падения Юэбани, последнего осколка империи хунну, создала свое государство Гаогюй в центральном Тянь-Шане, сами же ди-ли, в очередной раз транскрибировав в китайских источниках свое имя, стали известны как динлины или гаогюйские динлины.

В Минусу динлины попали в хуннское время, в III веке. Таким образом, возвращаясь к написанному, енисейские народы нельзя отождествлять с динлинами. Собственно динлины жили южнее: от северной окраины Гоби до предгорий Саяно-Алтая. Конечно, проникновение динлинов в Минусу происходило и ранее хуннского времени. Но правильно было бы говорить не о том, что динлинское влияние выходило за рамки Минусы, а что Минуса входила в ареал динлинского вляния. Подробнее о сложении и истории динлинов написано в статье "Динлины - европеоидная раса в самом сердце Азии" (ссылка).

И вот здесь в относящейся к завоеванием шаньюя Модэ летописи "Ши цзи" впервые возникает этноним "кыргыз" в форме "гэгунь" ("гаогюй"). Таким образом, этноним "кыргыз" появляется в III веке, однако появляется он не в Минусе, а в предгорьях Тянь-Шаня, а затем, много позже, укрепляется в Минусе. Народы же от Тянь-Шаня до Ордоса, ранее называвшиеся динлины, в очередной раз транскрибировали в китайских источниках свое имя на "теле", став основой для древнетюркского этноса.

Динлины в Минусе положили начало сложению древнетюркского субстрата в этом регионе. В тюркское время (начиная с VI века) они были носителями так называемой культуры чаа-тас, во времена кыргызского великодержавия (существования Кыргызского каганата, IX-X век) – тюхтятской, а затем вплоть до монгольского завоевания – аскизской археологической культуры. При этом неизменно в китайских летописях именно Минуса именуется страной кыргызов, которые в очередной раз сменили название на "хягяс", сохранив его до наших дней.

Таким образом, четко прослеживается вполне определенная последовательность: жун-ди -> чи-ди -> ди-ли (динлины) -> теле. И если "ди-ли" в хрониках Сымя Цянь в форме "гэгунь" возводятся к этнониму "кыргыз", то предки киргизов появились на Тянь-Шане еще в V веке, где и проживали с тех пор вплоть до современности сначала под общим этнонимом "теле", затем, уже утратив самоидентичность, входили в состав Уйгурского, Кыргызского каганата, Западного Ляо, Монгольской империи, Золотой орды, Казахского и, наконец, Джунгарского ханства. Однако китайцы уже с образования Тюрского каганата отказываются от термина "гэгунь" ("гаогюй") и называют жителей центрального Тянь-Шаня, как и Синьцзяна, и Монголии собирательным этнонимом "теле", но переселившихся на Енисей динлинов они с завидным постоянством продолжают называть "кыргызы" в вариации "хягяс".

Что же касается современных киргизов, то существует несколько версий.

Бездоказательно считается, что енисейские кыргызы мигрировали на Тянь-Шань, правильнее было бы сказать, вернулись. Ни причин, ни времени, ни пути, ни фактов – вот мигрировали и все тут. Однако здесь существует значительное расхождение в датировках. По одной версии, это произошло во времена Монгольской империи (в XIV-XV веке), по другой – во времена Ойратского (Джунгарского) ханства (в XVIII веке). Однако нет никаких источников, подтверждающих переселение кыргызов с Енисея на Тянь-Шань ни в домонгольское, ни в монгольское время, к слову, для такого переселения тогда не было и никаких исторических предпосылок. Лишь в начале XVIII века, в 1703 году, джунгарский хан Цэван-Рабдан, опасаясь захвата Минусы Циньским Китаем или Россией, переселил своих подданных кыргызов из Минусы на юг. По оценкам, тогда было переселено порядка 15-20 тысяч человек. Однако переселенные кыргызы не были переселены на территорию современной Киргизии, а распределены по всей территории Джунгарии, преимущественно вдоль границ для их защиты. Таким образом, нет подтверждения миграции или принудительного переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань ни до XVIII века, ни в XVIII веке, ни позже, нет их ни в Российской, ни в Советской истории.

Таким образом, я принимаю версию, что кыргызы на Тянь-Шань ни откуда не пришли, они попросту оттуда не уходили. История кыргызов восходит ко II тысячелетию до н.э., когда Енисей и Тянь-Шань входили в единую этнокультурную общность. Наибольшее сходство в культурном отношении для обоих районов относится к андроновскому этапу, различия появляются к скифской эпохе. Затем это этнокультурное единство было разорвано вторжением хуннов. С этим временем и связано расчленение предков киргизов на две ветви: "тянь-шаньскую" и "енисейскую". При том, что никогда связи двух регионов не прерывались, нет никаких подтверждений переселения или миграций ни в ту, ни в другую сторону, ни в эпосе, ни в археологическом материале.

Так, следует согласиться с А.Н.Бернштамом: киргизы – это не столько реально существовавшая средневековая тюркоязычная народность, сколько "голубоглазые и рыжеволосые" потомки динлинов. Однако исторические динлины не обитали ни на Енисее, ни на Тянь-Шане, а жили в Монголии, откуда часть их ушла на Енисей, став кыргызами, а другая – на Тянь-Шань, став гяогюйскими динлинами, что в терминологии Сымя Цянь суть одно и то же, правда, по названию, но не сущности.

Что же касается современного названия киргизов, то возникло оно не на исторической почве. Так киргизами (киргиз-кайсаками) в царской России и в первые годы Советской власти именовали казахов, существовали также "киргиз-калмыки" и многие другие. То есть, этноним "киргиз" употреблялся в таком же широком смысле, как и "татары". После административной реформы в СССР киргиз-калмыки стали калмыками, киргиз-кайсаки – казахами, енисейские киргизы – хакасами, а кара-киргизы – просто киргизами.