Прошлый, 2018 год стал временем, когда рынок грузовиков в России стабилизировался на уровне, отражающем текущую экономическую ситуацию в стране. С одной стороны, он существенно отыграл потери трех «черных» лет: 2013-го, 2014-го и 2015-го, с другой — так и не достиг уровня благоприятного 2012 года. Тому было несколько причин: это и завершение ряда важных инфраструктурных проектов в России, и определенная насыщенность автотехникой парков логистических и транспортных компаний, и очередная индексация утилизационного сбора после перехода на стандарт Евро-5, повлекшая за собой удорожание грузовых машин. По всем этим причинам, если общие продажи грузовиков в прошлом году пусть минимально, но выросли, в году нынешнем кривая продаж понемногу пошла вниз в целом и у большей части представителей европейской «большой семерки» — в частности.
Лидером по продажам среди европейских производителей полноразмерных грузовиков остается VOLVO. За пять первых месяцев текущего года компания, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», продала в России 8742 единицы коммерческой автотехники. Это на 14,1% меньше, чем за сопоставимый период прошлого года, но в абсолютном выражении достаточно, чтобы обеспечить лидерство среди представителей «большой семерки».
Volvo Trucks регулярно представляет на российском рынке свои новинки и модификации популярных моделей. Вот и сейчас компания готовится к старту продаж в России прошедшей основательный рестайлинг популярной модели VNL 780 образца 2019 года. Это трехосный седельный тягач в капотной компоновке, у которого существенной доработке подвергся силовой агрегат: новые двигатели имеют улучшенные тяговые, скоростные и экономические характеристики.
На Volvo VNL 780 установлен дизельный двигатель Cummins ISX15 мощностью 550 л.с. Расход топлива у пятнадцатилитрового силового агрегата не превышает 38 литров на сто километров пути. Новый двигатель обеспечивает движение по дороге автопоезда общей массой 60 тонн со скоростью 103 километра в час. Кроме того, производителем на выбор предлагаются и другие варианты силовой установки, мощностью от 400 до 600 л.с., и несколько разновидностей механических, электрических и роботизированных трансмиссий с числом передач от восьми до четырнадцати. В конструкции шасси нового тягача реализованы преимущества пневматической подвески, электронных помощников и систем активной безопасности.
У новинки большая площадь лобового стекла, короткий наклонный капот и обтекаемая кабина, которую снабдили ступеньками для легкости подъема. Рабочее место водителя демонстрирует удобный доступ к элементам управления на развернутой под углом консоли. На ней имеется как сенсорный дисплей, так и традиционные стрелочные указатели; руль грузовика снабжен рядом кнопок. Кресла водителя и пассажира имеют элементы поддержки и подлокотники, а также функции подогрева и вентиляции. В качестве спальника в машине установлена двуспальная кровать.
Второе место — у компании SCANIA. За указанный отрезок времени предприятие реализовало 1968 машин, что на 10,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. Очень хороший по нынешним временам результат в плане продаж в России отчасти объясняется большим числом модификаций и комплектаций техники (в том числе и специального назначения) на базе серийных моделей, которые именитый шведский автопроизводитель регулярно представляет в России. При этом базовое шасси и компоненты поставляются из Европы, а окончательная сборка происходит уже в России.
В этом смысле удачным, как нам кажется, примером может послужить новый грузовик для сбора и перевозки лома, крупногабаритного мусора и разбора несанкционированных свалок на шасси Scania P440 B6X4HZ с системой крюкового захвата Palfinger GT 22 и гидроманипулятором Palfinger Epsilon M100Z77. Он отлично подходит для погрузки и разгрузки металлолома и сыпучих материалов. Z-образный гидроманипулятор ломовоза, складывающийся между кабиной и кузовом, имеет максимальный вылет стрелы 7,7 метра и обеспечивает грузовой момент 94 кНм. Его грузоподъемность на минимальном вылете составляет 3120, а на максимальном — 1290 килограммов. Управление манипулятором осуществляется с верхнего сиденья, установленного на колонне. Опоры Palfinger Epsilon M100Z77 могут поворачиваться в транспортное положение на 45 градусов.
Надстройка ломовоза может включать в себя как КМУ с системой крюкового захвата для сменных кузовов, так и КМУ со стандартным самосвальным кузовом. Монтаж надстройки из компонентов европейского производства в нашей стране выполняется компанией «РГ-Техно» в Подмосковье. Таким образом, новый ломовоз Scania представляет собой универсальный автомобиль, который найдет себе применение во многих сферах человеческой жизнедеятельности.
Третье место по итогам продаж в России — у немецкого производителя грузовиков со знаком льва, компании MAN. За рассматриваемый период она продала в России 1632 автомобиля, на 12% меньше, чем за то же время в прошлом году. В целом компания смотрит на продажи в России оптимистично: третье место на рынке среди представителей «большой семерки» — это хороший результат. Во многом он обеспечен стабильно высоким спросом на магистральные седельные тягачи флагманской серии MAN TGX. Мощные двигатели экологического класса Евро-5, богатый выбор трансмиссий и колесных формул — эти автомобили в различных версиях и модификациях вызывают неизменный интерес посетителей российских выставок, проходящих в столице страны и в регионах.
Пожалуй, одна из самых популярных модификаций — тягач MAN TGX 18.400 4х2 BLS. Его кабина XLX с высокой крышей оборудована подогреваемыми зеркалами заднего вида, электростеклоподъемниками, бортовым компьютером MAN Tronic и множеством других полезных вещей. Оригинальный двигатель MAN D2066LF41 имеет мощность 400 л.с.; на грузовик установлена шестнадцатиступенчатая коробка передач ZF 16 S 223 DD. Передний мост грузовика рассчитан на нагрузку в 7,5 тонны и снабжен стабилизатором поперечной устойчивости. Ведущий задний мост с гипоидной главной передачей установлен на пневмоподвеске ECAS: технически допустимая нагрузка на него составляет 13 тонн. На MAN TGX 18.400 4х2 BLS установлена электронная тормозная система MAN BrakeMatic. Алюминиевый бак для топлива емкостью 800 литров и бак для реагента AdBlue объемом 85 литров обеспечивают машине долгое нахождение в пути без дозаправки. Надежность и безопасность тягачей семейства MAN TGX во многом обеспечивается изготовленной из высокопрочной мелкозернистой стали рамой. Ее лонжероны спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечить максимальную прочность при соблюдении минимального собственного веса.
Дополнительная топливная экономичность достигается за счет систем контроля давления и температуры шин, применения турбокомпаунда, а также аэродинамического корпуса кабины с обтекателями.
Коробка передач нового поколения Mercedes PowerShift 3 имеет улучшенный алгоритм переключения передач и является стандартным оборудованием для всех грузовиков MB. Ретардер в сочетании с высокоэффективным моторным тормозом обеспечивает равномерное и устойчивое тормозное усилие до 800 кВт, эквивалентное 1088 л.с., а также стабильное поведение грузовика на дорогах, включая горные трассы со значительными перепадами высот. Седельный тягач Mercedes-Benz Actros 2663 LS для компании «Тимбермаш Байкал» имеет колесную формулу 6×4 и полную массу 28 000 кг. Допустимая масса автопоезда на его основе составляет 120 000 килограммов. Модель оснащена кабиной нового поколения BigSpace L, ширина которой 2,50 м, а внутренняя высота — 1,99 м. В кабине ровный пол, вентилируемые сиденья с широкой подушкой, комфортное спальное место и множество отсеков для хранения вещей: на боковых стенках, потолке, дверях и задней стенке.
На пятом месте по продажам среди «европейцев» компания DAF. За пять месяцев текущего года в России было продано 758 машин этой марки, на 36,4% меньше, чем за тот же период в году прошлом. Производитель из Голландии, предлагает в России автомобили трех своих базовых серий: LF — для внутригородских перевозок, CF — универсальный и многоцелевой, а также XF — для транспортировки грузов на дальние расстояния. Двух-, трех- и четырехосные тягачи XF отличаются просторной кабиной и высокой топливной экономичностью. Наиболее востребованная версия тягача с колесной формулой 4х2 имеет переднюю ось, оснащенную параболическими рессорами, с максимальной нагрузкой на нее в 7,5 тонны. Задняя ось рассчитана на максимальную нагрузку в 13 тонн и оснащена пневматической подвеской с четырьмя пневмоподушками. Тягач имеет 13-литровый дизельный двигатель мощностью 462 л.с., механическую или автоматическую коробку переключения передач. На машину могут быть установлены два бака с максимальным суммарным объемом 1,5 тонны или один бак и запасное колесо. В комфортной кабине автомобиля имеются холодильник, кондиционер, автономный отопитель и два спальных места. Производитель снабдил машину цифровым тахографом, ГЛОНАС, системой круиз-контроля, а также антипробуксовочной системой и системой курсовой устойчивости. Уровень безопасности в движении весьма высок благодаря электронной тормозной системе (EBS), интегрированной с ABS.
Седельные тягачи XF 105 отличаются компактным расположением узлов шасси: в одном модуле объединены глушитель шума отработанных газов, кронштейн батареи аккумуляторов, топливный бак для AdBlue и дозатор. Изготовленное из высококачественной стали шасси отличается высокой прочностью и небольшой массой, что позволяет увеличить полезную нагрузку. Нужно отметить, что кроме седельных тягачей компания DAF поставляет в Россию и жесткое шасси XF 105 в виде стандартной 4х2 модели.
Шестое место в рейтинге продаж европейских производителей грузовиков — у компании IVECO. За интересующий нас отрезок времени она продала в России 427 полноразмерных грузовиков, что на 9,3% меньше, чем за тот же период в прошлом. Интересно, что 49 из числа этих автомобилей работают на газовом топливе — их в мае закупил известный российский холдинг «Мираторг». Речь о модели IVECO Stralis NP 460 с двигателем FPT Cursor 13 на компримированном природном газе. Продавшая грузовики компания «Ивеко Руссия» после передачи партии машин покупателю провела обучение для водителей покупателя по вопросам устройства автомобилей и их эффективной эксплуатации. Модель Stralis NP 460 — обладатель титула «Устойчивый грузовик года»; грузовик сочетает в себе надежность, безопасность и экономичность, а в газовом исполнении — еще и экологичность. Тестовые испытания, проведенные перед закупкой первой партии, подтвердили высокую адаптированность машины к российским условиям эксплуатации. Испытания также позволили точно определиться с модификацией: представители «Мираторга» остановились на версии с с большой магистральной кабиной и новейшей автоматизированной 12-ступенчатой коробкой Hi-Tronix.
«Итальянец» оборудован метановым 13-литровым двигателем Cursor 13 стандарта Евро-6 мощностью 460 л.с., обеспечивающим низкий уровень шума. По сравнению с дизельными аналогами газодизельный вариант сокращает выбросы в атмосферу твердых частиц на 99%, а окисей азота — на 60%. Стоимость владения автопарком при эксплуатации газодизельных тягачей также снижается за счет меньших расходов на топливо и большего сравнительно с автомобилями, работающими на традиционном топливе, интервала регламентного технического обслуживания. В случае с IVECO Stralis NP 460 последний показатель составляет 90 000 километров.
Наконец, седьмое место по продажам грузовиков в России среди представителей «большой европейской семерки» заняла компания Renault Trucks, которая за первые пять месяцев 2019 года продала в нашей стране 308 машин, что на 26,5% меньше, чем за тот же период в прошлом году.
Поставляемые в Россию грузовики Renault серий Т и T-high относятся к экологическому классу Евро-5. Автомобили серии с высокой спальной кабиной с ровным полом оснащаются силовой установкой DXI 13 мощностью 440, 480 или 520 л.с. Они имеют полную массу от 18 до 26 тонн и рассчитаны на работу в составе автопоездов полной массой от 40 до 60 тонн. Уже второй год подряд Renault Trucks представляют новые лимитированные серии T-high: если в прошлом году, в преддверии Чемпионата мира по футболу это был «Голеадор», то в году 2019-м — «Турмалин», с характерным для этого редкого камня цветом кабины. У этого автомобиля 13-литровый двигатель мощностью 480 л.с., 12-ступенчатая автоматическая КПП Optidriver и топливные баки общей емкостью 1470 литров. Высокая кабина с сиденьями на пневмоподвеске оснащена системой климат-контроля и отделкой салона Carbon Ultimate. В наличии также дополнительная теплоизоляция, холодильник и дистанционное управление функциями комфорта в спальной зоне.
Автомобили ограниченной серии Renault T-high «Турмалин» оборудованы системами помощи при трогании на подъеме и экстренном торможении, курсовой устойчивости, предотвращения опрокидывания и рядом других функций. В качестве бонуса покупателям «Турмалина» в течение первых трех месяцев владения предоставляется право бесплатного тестового использования транспортно-информационной системы Optifleet «Отчеты» и «Маршруты».
По оценкам эксперта газеты «Ведомости», ситуацию на российском рынке полноразмерных грузовиков можно охарактеризовать как «негативную стабильность». Согласно озвучиваемым уже сегодня прогнозам, объем рынка в текущем году в целом останется на уровне прошлого, а по прогнозам наиболее позитивным — увеличится, но не на много: не более чем на 4%. При этом представителям «большой европейской семерки» пока вряд ли стоит рассчитывать на возвращение к показателям 2012 года. Сегодня положительную динамику в этом сегменте российского рынка демонстрирует только их главный конкурент — «КАМАЗ». За пять первых месяцев нынешнего года в России было продано 2082 автомобиля этой марки, что на 5,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.