Найти тему
Мир кораблей

Как проиграть войну за одну ночь?

Ровно 79 лет назад в этот день доктрина морской войны изменилась раз и навсегда. Британские "Суордфиши" пробили дорогу авианосцам на вершину пищевой цепочки и низвергли оттуда могучие линкоры. Это рассказ о налете на Таранто, послужившем учебником для японской атаки на Пёрл-Харбор.

Возможность военно-морской авиации кардинально изменить стратегию и тактику войны на море рассматривалась многими теоретиками еще со времен Первой мировой войны. Но до 1940 года это всё оставалось только на бумаге. В Таранто один налет медленными устаревшими бипланами "Суордфиш" внезапно разрушил многие давние стереотипы о силе линкоров и военно-морской артиллерии.

Военно-морская база Таранто, как и все итальянские базы, была хорошо оснащена для ремонта поврежденных кораблей, прежде всего благодаря наличию больших сухих доков и наличию большого количества оборудования и запасных частей. Однако имелись и недостатки: прежде всего, зенитное вооружение было совершенно непригодно как по количеству орудий, так и по их качеству. А вишенкой на торте являлось полное отсутствие радаров, в результате чего атакующий самолет должны были обнаруживать прожектора времён Первой мировой войны.

Имелись недостатки и в противоторпедной защите базы: противоторпедных сетей из-за нехватки сырья было не так много, как требовало того военное положение.

Возможное нападение на итальянскую военно-морскую базу в Таранто было спланировано и подготовлено Королевским флотом ещё до войны. Исходя из вышеизложенного, операция требовала, чтобы воздушная атака была произведена неожиданно. В 1940 году это означало, что "Суордфиши" должны будут совершить налет с большой дистанции, используя дополнительные баки.

Схема атаки на Таранто
Схема атаки на Таранто

В августе 1940 года в строй вступили два новых мощнейших итальянских корабля: "Литторио" и "Витторио Венето". Водоизмещение более 40,300 тонн, а на вооружении — девять 381-мм орудий. Эти линкоры стали одними из самых мощных военных кораблей эпохи.

Два месяца спустя итальянские войска напали на Грецию, вынудив Великобританию вмешаться в конфликт на стороне последней, чтобы не дать итальянцам полностью контролировать Эгейское море, тем самым подвергая опасности Александрию. К тому же захват Эгейского моря мог склонить Турцию к вступлению в войну в качестве союзника Оси.

Это привело к значительному увеличению числа британских морских конвоев, отправляющихся из Египта. Расположение Таранто, которое вместе с портами Триполи и Тобрук позволяло итальянцам контролировать центральное Средиземноморье, вызвала обеспокоенность британского адмиралтейства, поскольку находившиеся там итальянские корабли могли легко достигать и уничтожать Британские морские конвои в море.

Торпедоносец Fairey Swordfish
Торпедоносец Fairey Swordfish

В результате Королевский флот в лице главнокомандующего на Средиземноморском флоте адмирала Эндрю Каннингема решил провести дерзкую операцию по ночной атаке итальянских военно-морских подразделений прямо на базе. План был очень рискованным и в значительной степени основывался на факторе неожиданности, поскольку авианосцы, с которых взлетали самолеты для выполнения миссии, должны были находиться не далее 130 миль от итальянского побережья, с изрядным риском быть обнаруженным противником. Кроме того, для атаки гавань Таранто должна была освещаться с помощью ракет, а торпедоносцы должны были лететь очень низко, чтобы избежать огня зенитных батарей и не позволить торпедам застрять на мелководье. Даже с учетом всех этих мер предосторожности, если бы итальянские корабли поставили дымовые завесы, атака, несомненно, провалилась бы.

Операция, получившая название "Judgement" началась во второй половине дня 6 ноября 1940 года. Линкоры "Малайя", "Рамиллес", "Вэлиэнт" и "Уорспайт" сопроводили авианосец "Илластриес" на Мальту, где уже находился еще один авианосец Королевских ВМС - "Игл". 8 ноября встревоженное этими маневрами в Средиземном море Верховное командование ВМС Италии направило в Сицилийский пролив для патрулирования эсминцы, торпедные катера и подводные лодки. Но основная часть итальянских военно-морских сил была сосредоточена на базе Таранто. Британские корабли достигли Мальты 10 ноября, и на следующий день "Илластриес" отправился к точке атаки. "Игл" не смог выйти в море вместе с ним из-за отказа двигателя. Эта проблема практически вдвое сократила количество доступных самолетов, но не вынудила отложить рейд.

Разведка продолжалась до вечера 11 ноября, когда Королевский ВМФ уже точно знал, что в двух гаванях Таранто стоят линкоры "Кайо Дулио", "Конте Кавур", "Джулио Чезаре", "Андреа Дориа", "Литторио", "Витторио Венето", тяжелые крейсера "Тренто", "Триест", "Больцано", "Зара", "Пола", "Фиуме", "Гориция", легкие крейсера "Абруцци" и "Гарибальди", а также ряд разных эсминцев. Фактически, это были все тяжелые силы итальянцев. Сэр Эндрю Каннингем охарактеризовал ситуацию как "Все фазаны были в гнезде".

Гавань Таранто после атаки. Видно нефтяное пятно рядом с поврежденными крейсерами
Гавань Таранто после атаки. Видно нефтяное пятно рядом с поврежденными крейсерами

Изначально атаку планировали на 21 октября, чтобы приурочить ее к годовщине Трафальгарской битвы, но технические проблемы на борту авианосца вынудили атаковать уже 11 ноября. В 20:30 начался взлет первой волны самолетов. Всего в рейде приняло участие немногим более 20 самолетов.

Около 23:00 самолеты достигли цели. Два первых выпустили осветительные ракеты, в то время как 6 торпедоносцев вышли на позицию для атаки. Одна торпеда в итоге попала в "Конте Кавур" и серьезно его повредила, еще две прошли рядом с "Андреа Дориа".

В это же время четыре бомбардировщика, вооруженные бомбами, повредили эсминцы "Либеччио" и "Пессаньо", разбомбили склады горючего и уничтожили два гидросамолета. В 23:15 два торпедоносца одновременно атаковали "Литторио" с двух бортов, а последний торпедоносец попытался атаковать "Витторио Венето", но не попал в цель.

Линкор Littorio
Линкор Littorio

В 23:20 самолеты первой волны отступили, но уже в 23:30 прибыла вторая волна. "Кайо Дулио" получил попадание торпедой в правый борт, "Литторио" получил еще две. "Витторио Венето" вновь удалось избежать урона, а последний "Суордфиш" был сбит при попытке атаковать "Горицию".

Наконец, последняя атака серьезно повредила крейсер "Тренто". Последние самолеты закончили атаку в 0.30 утра 12 ноября. Всего за 90 минут торпедоносцы Королевского флота нанесли огромный ущерб, поскольку половина итальянских линкоров была серьезно повреждена или вовсе потоплена. Погибло 58 человек, 32 из которых на "Литторио". Число раненых составило 581 человека. Шесть кораблей были серьезно повреждены ("Конте Кавур" безвозвратно).

Совершать дерзкие воздушные атаки, бороться с самолетами, переписать историю на свой манер и совершить новые подвиги вы можете в World of Warships - лучшей игре про флот. Переходи по ССЫЛКЕ, регистрируйся и получай ценные призы!
Conte di Cavour, лежащий на дне
Conte di Cavour, лежащий на дне

На следующий день Итальянский флот перевел свои неповрежденные корабли из Таранто в Неаполь, чтобы защитить их от подобных атак до тех пор, пока защитные сооружения в Таранто (в основном, противоторпедные сети) не будут доведены до должного уровня, чтобы защитить их от дальнейших атак подобного рода.

Ремонт "Литторио" занял около четырех месяцев, "Кайо Дулио" - семь месяцев. Сказалась современность конструкции и противоторпедной защиты нового линкора. Эндрю Каннингем писал после атаки: "Шоу в Таранто значительно развязало наши руки, и я надеюсь теперь немного встряхнуть этих проклятых итальяшек. Я не думаю, что их оставшиеся три линейных корабля вступят в бой с нами, а если они все-таки решатся, я вполне готов встретить их двумя своими". Действительно, баланс сил на Средиземноморье полностью сместился в британскую пользу, поскольку итальянские силы уже не представляли решительной угрозы крупным соединениям.

поврежденный Littorio
поврежденный Littorio

Результаты рейда показали, насколько ошибочным было убеждение, что торпедоносцы не могут поразить корабли внутри баз из-за мелководья, и изменили стратегию войны на море, выведя на ведущую роль авиацию, а значит, и авианосцы. Военный атташе в японском посольстве в Риме отправился в Таранто, чтобы собрать больше информации о рейде.

Впоследствии он долго беседовал с командиром Мицуо Фучидой о своих наблюдениях в октябре 1941 года. Именно Фучида возглавил наступление японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Тем не менее, японцы работали над решениями для мелководья с начала 1939 года, с различными мелководными портами в качестве условных целей, включая Манилу, Сингапур, Владивосток и Пёрл-Харбор.

Атака японцев на Пёрл-Харбор была значительно более крупной операцией, чем Таранто. В нем приняли участие все шесть авианосцев Имперского японского флота, каждый из которых был оснащен воздушным крылом, в два раза превышающим количество самолетов любого британского авианосца. Это привело к гораздо большему опустошению: семь американских линкоров были потоплены или выведены из строя, а несколько других военных кораблей были разрушены или повреждены. После этого военно-морской флот США планировал операции своего флота в Тихом океане вокруг своих авианосцев вместо своих линейных кораблей в качестве капитальных кораблей. Линкоры оказались менее полезными на просторах Тихого океана, чем в пределах Средиземного моря; старые корабли были слишком медленными, чтобы сопровождать авианосцы, и в основном использовались в качестве огневой поддержки для десантных операций.

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на блог! Интересные материалы из истории флота выходят у нас каждый день.